Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы

Опорный конспект лекции

Среди рынков факторов производства рынок труда занн мает особое место; объектом взаимоотношений здесь высту пает труд— ресурс, неотделимый от человека, наделенной' специфическими свойствами (психофизиологическими, со циальными, культурными идр.). Эти особенности сущее i венно влияют на мотивацию и степень трудовой активное ш людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда заработной плате.

Рыноктруда — это система экономических механизмом норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами предъявляющими спрос на труд, ипредложением труда со с i < > роны населения; сфера контакта продавцов и покупателей тру довых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает ра6< > тать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работником для производства товаров и услуг.

Субъекты рынка труда — наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство. Основные элементы рынка трудп спрос, предложение, равновесная цена (зарплата) и равновесный объем (занятость). Работники предлагают за плату свои труди вые способности,-а работодатели предъявляют спрос на них и оплачивают их применение.


Предложение рабочей силы — это количество рабочего вре­мени,которое работник готов предложить работодателю при ниждом конкретном уровне заработной платы. Как ивсякий то-шр, величина его предложения увеличивается по мере роста Иены(заработной платы) и уменьшается при снижении, т.е. ■йствуетзакон предложения.

Предложение рабочей силы носит свободный характер: Люди сами добровольно выбирают между занятостью и незаня­тостью, определяют профессию, вид деятельности, принимают ■вшениео смене работы. Но эта свобода носит ограниченный «мрактер. Факторы, ограничивающие свободу выбора: I) имеющийся уровень образования, профессиональная специа­лизация. Штукатуру трудно предлагать себя учителем мате­матики, а юристу — специалистом по ремонту компьютеров; В физиологические возможности человека. Возраст, пол, со­стояние здоровья и другие индивидуальные характеристи­ки человека объективно сказываются на его возможностях выполнять ту или иную работу; I) социальные условия. Место жительства, семейные обстоя­тельства также ограничивают возможности предложения груда на определенных рынках; 4) отсутствие опыта.

Основные факторы, определяющие поведение работников ни рынке труда: величина заработной платы, условия труда (физическая тяжесть, интенсивность, сменность, экология), удпленность работы от места жительства, престижность труда, приверженность профессии, степень самостоятельности и от-ипственности и пр.

С другой стороны, на рынке труда выступает работодатель — Тот,кто формирует спрос на труд.

Спрос на труд формирует работодатель исходя из предель­ной производительности труда и сложившейся на рынке цены (руда (ставки заработной платы). Спрос на труд находится и обратной зависимости от величины заработной платы.

Поведение работодателя на рынке труда имеет как объек-ппшую, так и субъективную основу. Объективные характерис-П1ки в деятельности работодателя определяются положением


 




предпринимателя, условиями его деятельности. Цель деятель ности предпринимателя — получение прибыли.

Субъективные элементы поведения работодателя: надеж ность, преданность, лояльность работников, специальное об­разование, родственные связи, личные симпатии или антипа тии и т.д.

Координирующую роль в отношении спроса и предложения труда играет его цена (заработная плата) — сердцевина меха низма рынка труда. Купля-продажа рабочей силы может проис ходить в условиях совершенной и несовершенной конкуре!i ции.

Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равновесием условий купли-продажи ра бочей силы: наличием полной информации о свободных рабо чих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабо чей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца (рис. 9.1)

На конкурентном рынке при уровне заработной платы Р2 до стигается равновесие: спрос на труд (Q2) полностью удовле­творяют, и все, кто готовы работать при заработной плате Р могут иметь работу.


При повышении заработной платы предложение труда пре­вышает количество рабочих мест, которое могут предложить предприниматели, и возникает безработица.

Важный элемент рынка труда — заработная плата, т.е. цена интеллектуальных и физических способностей человека созда­вать экономические блага и услуги.

Существуют различные определения заработной платы. За­работная плата — денежное вознаграждение, выплата работо­дателем за выполненный работником труд. Трудовые отноше­ния регулируются трудовым доходом.

В зависимости от того, кем является работодатель, или в за­висимости от характера оказываемых услуг заработная плата может называться по-разному: жалование (гражданских чинов-пиков), денежное содержание (военнослужащих), должност­ной оклад (руководителей кадров), заработок (домашней при­слуги) и т.д.

Заработная плата включает: затраты на воспроизводство ра­бочей силы (на личное потребление работника и его семьи); возмещение повышенных расходов качества рабочей силы (сложность, условия, интенсивность работы и др.); законода­тельные социальные гарантии работнику по отношениям тру­дового найма (работа ночью, сверхурочная, в регионах с осо­бым климатом и др.).

Размер заработной платы определяется рядом факторов, U3 которых выделяются пять основных:

1) стоимость рабочей силы;

2) количество и качество труда;

3) рост производительности труда работников;

4) квалификация работника и характер труда;

5) конъюнктура на рынке труда.

Существует два вида зарплаты: номинальная и реальная.

Номинальная заработная платаэто сумма денег, по­лучаемая работникамив качестве платы за труд.Номи­нальная заработная плата(начисленная) включает еще не выплаченные налоги и не учитывает динамики цен. Поэтому по ней нельзя судить о действительном уровне потребления работника.



Фактический же уровень потребления экономических благ за конк ретный период наглядно отражает реальная заработная плата.