Q, Q: Q, Q

D S

P

P,

P,

Рис. 8.З. Рыночное равновесие

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;

2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;

3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;

4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновес­ное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и пред­ложения:

1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно­весной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) окращение предложения влечет за собой увеличение равновес­ной цены и уменьшение равновесного количества товаров. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную

точку при любых изменениях спроса и предложения.


В условиях свободной конкуренции под воздействием зако­нов рыночного ценообразования цена выравнивается автомати­чески. Однако рыночное ценообразование может быть наруше­но либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».

Краткие выводы

1. Полезность означает способность продукта (товара,
услуги) удовлетворять определенные потребности людей. Пре­
дельная полезность — это дополнительная полезность, полу­
чаемая от потребления дополнительной единицы какого-либо
блага. Закон убывающей предельной полезности объясняет
связь ценности какой-либо вещи с ее полезностью. Ценность
вещи измеряется предельной (наименьшей) полезностью. Если
полезные вещи имеются в неограниченном количестве, они не
имеют никакой ценности, и наоборот.

2. Спрос — это потребность, обеспеченная деньгами. В ры­ночной экономике действует закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Закон спроса действует в трех случа­ях: при ажиотажном спросе, для некоторых редких и дорого­стоящих товаров, при переключении спроса на более качест­венные и дорогостоящие товары.

3. На изменение спроса влияют неценовые факторы: измене­ния в денежных доходах населения, изменения в возрастной структуре населения, экономическая политика государства и др.

4. Предложение — это количество товаров и услуг, которое производители могут доставить на рынок. Зависимость между це­ной и величиной предложения прямая: чем выше цена, тем выше предложение. Эта зависимость выступает как закон предложения.

5. На основе взаимодействия спроса и предложения складыва­ется рыночное равновесие. Оно означает соответствие структуры и объема спроса структуре и объему предложения. Такое соответ­ствие означает образование рыночной равновесной цены.


Экономический тренинг