Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выра­жениях изменяется в прямой зависимости от их цены.

По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — мень­шие.

Эластичность предложения— это степень изменения объ­ема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:


 


Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вво­димые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цеп в эту отрасль устремятся другие производители, что еще боль­ше увеличит производство и предложение.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложе­ние:

1) изменение издержек производства в результате техниче ских нововведений, изменения источников ресурсов, налого вой политики, стоимости факторов производства;

2) увеличение предложения вне зависимости от цен при выхо де на рынок новых фирм;

3) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу рс сурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;

4) технологические возможности производства;

5) уровень налогов и дотации;


Довольно часто экономистов интересует эластичность пред­ложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую элас­тичность предложения какого-либо блага, — мобильность эко­номических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем пластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных времен­ных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на )ластичность предложения, является время. Обычно при оцен­ке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным периодом понимается период, слиш­ком короткий для осуществления фирмой каких-либо измене­ний в объеме выпускаемой продукции. Предложение втом слу­чае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.

2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производ-