Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности

Опорный конспект лекции

Кроссворд


Объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурен­том, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

По вертикали. 1.Соглашение предприятий, обычно одной И той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производ­ства и сбыта, обмене патентами и т.д. 2. Наиболее развитая форма объединения предприятий, осуществляющаяся посред­ством системы участий; финансовых связей, договоров об общ-■Остиинтересов. 4. Свидетельство, выдаваемое изобретателю I удостоверяющее его авторство и исключительное право на и юбретение в течение определенного срока. 6. Сфера товарно-Ю обращения (по В. Далю). 9. Господство на рынке несколь­ких фирм, производящих одинаковые товары. 11. Продажа про­дуктов по чрезвычайно низким ценам.


По горизонтали. 1. Соперничество между участниками ры ночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. 3. Денежное выражение стоимости товара 5. Объединение, в котором входящие в него предприятия терн ют свою производственную и коммерческую самостоятел!. ность, а руководство их деятельностью осуществляется и i единого центра. 7. Ситуация, рассматриваемая в теории несо вершенной конкуренции, при которой единичному покупал с лю противостоит множество продавцов. 8. Объединение одно родных промышленных предприятий, созданное в целях сбы i л изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества. 10. Господство ил рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавши.


Тема 8. Теория спроса и предложения

8.1. Потребительские предпочтения и предельная полез­ность. Закон убывающей предельной полезности

8.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичности спроса

8.3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложи ния. Эластичность предложения

8.4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия

Для удовлетворения одной и той же потребности можно использовать различные блага: товары-заменители (субсти i у ты) и товары-дополнители (комплементы). Товары-заменители отличаются друг от друга какими-то свойствами, качественны ми характеристиками, ориентируясь на которые (не забыв.и цены на них) потребитель выбирает те из них, которые ем\ больше подходят.

Потребляя те или иные блага, люди тем самым как бы от-нивают их полезность для себя. Отсюда и возникает теория полезности, с помощью которой экономисты пытались и rn.i таются обосновать процесс формирования цен. Каждый по купатель решает для себя проблему, какое количество своем i товара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо

Принцип предпочтения заключается в том, что необходим* i

1) брать две категории товара и рассматривать их во взаимо связи, взаимодействии;

2) учитывать цену товара и доход потребителя.

Главный фактор потребности выбора — полезностьтою или иного товара, это категория, применяемая для характер п


етики результатов, эффективности экономических решений и и и деятельности. 'В более ограниченном смысле полезность определяется как субъективная польза, извлекаемая индиви­дом из потребления товара или услуги.

Полезностьозначает способность экономического блага [товара, услуги) удовлетворять определенные потребности чтдей. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что Полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполез­но для другого. Однако, если выбранный нами продукт полезен Для потребителя, существуют обязательства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничи­телями являются цена и доход. Например, мясо полезно для Йолышшства людей, однако высокие цены и ограниченные до-Коды не всем позволяют потреблять его в больших количествах.

Предельная полезность— величина добавочной полезности, Полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага, при прочих равных условиях. Потребность лю­дей обладает способностью насыщаться. Голодный человек, на­пример, может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каж­дый дополнительный кусок будет иметь для него все меньшую ценность. Полезность последней единицы (в нашем примере — *лс6) называется предельной (или наименьшей).

Иными словами, каждая последующая потребленная еди­ница блага добавляет к совокупной полезности меньше, чем предыдущая единица.

Предельная полезность — приращение суммарного по­требительного эффекта от определенного блага (товара, услуги), достигаемое за счет потребления каждой дополни­тельной единицы этого блага. Несложно установить, что со-■шкупная полезность есть сумма предельных полезностей всех б/шг данного вида, используемых потребителем. Действитель­но, каждая новая единица потребляемого товара приносит ве­тчину полезности, равную своей предельной полезности.

Основы теории предельной полезности немецким экономис­том Германом Госсеном сформулированы в виде двух зако-|0В потребления.


Первый закон Госсена гласит: величина удовлетво­рения от потребления каждой дополнительной едини­цы благ данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.

Согласно этому закону полезность, следовательно, ицен ность каждой последующей единицы блага падают идостига ют нуля в точке равновесия.

Второй закон Госсена гласит: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запа­сы благ недостаточны для полного насыщения, необхо­димо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления ста­новится одинаковой.

Закон убывающей предельной полезности выражает обрат ную зависимость между предельной полезностью и объеме \ потребляемых экономических благ.

Закон убывающей предельной полезности гласит: при потреблении блага общая полезность увеличива­ется, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя (насыщения) сокращается с каждой до­полнительной единицей блага.

Закон убывающей предельной полезностиотражает вза имосвязь количества потребляемого блага и степени удовле­творенности от потребления каждой дополнительной единиц:.i

Хотя общая полезность с увеличением количества благ по степенно возрастает, предельная полезность предельной еди ницы в ряду потребляемых благ неуклонно уменьшается. Мак симум удовлетворения общей полезности достигается в точы в которой предельная полезность равна нулю. Это означаем что благо полностью удовлетворяет потребность, поскольку по лезность блага — это способность удовлетворять одну или не сколько человеческих потребностей. Если дальнейшее потреблг


ние приносит вред (предельная полезность благ отрицательная), то общая полезность отрицательная. Следовательно, чем большим количеством блага мы располагаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Таким образом, предельной полезностью называют допол­нительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. Например, в сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высо­кой полезностью, второй — меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Предельная полезность обратно про­порциональна объему потребления.

8.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса

Спрос — это количество товаров и услуг, которые поку­патели готовы приобрести по данной цене в данное время.

Необходимо четко разграничить два экономических понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потреб­ность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает спотребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.

Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимо­сти от установившейся цены на него. Объем спроса — это ко­личество товара, которое покупатели желают приобрести hi некоторый период (например, день или год). Объем спроса швисит от цены данного товара, цены других товаров (това­ров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика (рис. 8.1).

Графическое выражение между ценой товара и величиной (проса, предъявляемого покупателями на этот товар, называет-■ кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей. Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая мо­жет смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кри-

129


вая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево (рис. 8.1).

Итак, между ценой товара и объемом спроса на него сущест­вует обратная зависимость (между величиной покупки и уров-

нем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в эко номической теории получила название закона спроса:чем выше цена, тем меньше величина спроса.