Государственное устройство России в XVII в. Начало становления абсолютной монархии. Приказы. Органы местного самоуправления.

Государственное устройство России в XVII в. Начало становления абсолютной монархии. Царская власть и Боярская дума.

Основные параметры развития Росси в XVII в.

Русское централизованное государство образовалось как многонациональное. В XIV – XV вв. в его состав вошли мари, коми, мордва, печора, карела. В XVI – XVII вв. присоединились народы Поволжья, Сибири, левобережной Украины.

В целом территория России выросла в два раза, однако геополитическое положение ухудшилось. Три враждебных соседа: Польша, Крымское Ханство (под протекторатом могучей Османской Империи), Швеция. Россия была неспособна вести войну на три направления, обязательно велись переговоры о перемирии, объединении с некоторыми соседями.

В тоже время не на руку России играло еще и отсутствие удобного выхода в море, что сильно сдерживало торговлю с развитыми европейскими государствами.

Положительным моментом в расширении территорий стал захват Сибири – надежного источника дохода, почти неподверженного внешней угрозе.

Также, запорожские казаки, бывшие под управлением Польши, подняли бунт и попросили помощи у России, позже присоединившись к России.

В XVII в. представительным органом феодальной аристократии оставалась Боярская дума. На протяжении XVII в. численное превосходство сохранялось за боярами и окольничими. В разные годы они составляли от 70 до 90 % всех «думных людей».

Думные дворяне и думные дьяки являлись неаристакротической группой чиновной элиты, представляя ее бюрократический элемент. Думные дворяне происходили из рядового дворянства. Думными дьяками становились выслужившиеся приказные дьяки, а иногда и лица из других соц. групп.

Пожалование думными и другими чинами было личной прерогативой царя и рассматривалось как царская «милость», повышение в служебно-местнической чести. Однако местничество и от царя требовало соблюдение определенных правил при «сказывании» высших думных чинов. От воли царя в XVII в. зависело дать боярство выходцу из рядового дворянства.

Существовавшие в XVII в. каналы и принципы получения думных чинов приводили к тому, что в составе Думы могли быть как действительно выдающиеся люди, так и лица ничем не примечательные.

Дума обладала прерогативами высшей власти, участвовала вместе с царем в законодательном процессе и других сторонах правительственной деятельности.

Хотя предложения бояр об изменениях или дополнениях, вносимых в законодательство, формально имели только рекомендательный характер, через Думу прошли все наиболее важные законодательные акты, феодальных отношений, крепостнических отношений, права и судопроизводства, финансово-податной политики и экономики. В целом сфера деятельности Думы охватывала высшее и центральное управление.

 

Уже в первые годы правления Михаила Федоровича восстановили свою деятельность около 20 прежних центральных учреждений. Необходимость решения острейших хозяйственных соц.-пол.. и финансовых вопросов, вызвала к жизни ряд новых приказов. некоторые из них, называясь четвертями, собирали подати, осуществляли управление и суд на определенной территории. Приказ Новой четверти, Приказ Большой казны ведали различными статьями казенных доходов. Кроме того, приказ Новой четверти вел борьбу с незаконной продажей вина и табака, Приказ Большой казны управлял казенной промышленностью и торговлей, денежными дворами.

К важнейшим приказам, кроме вышеупомянутой группы финансовых учреждений, относились Разрядный, Поместный, Посольский. Разрядный осуществлял учет служивых людей «по отечеству» и «верстание» их в службу (с 15 лет): военную и гражданскую. В военное время обеспечивал мобилизацию служивых людей и организацию их в полки.

Все вопросы поместного и вотчинного землевладения, включая наделение служивых людей землей, оформление сделок на землю и крестьян, судебные земельные тяжбы, организации поисков беглых и т.п. рассматривались в Поместном приказе. Посольский приказ ведал сношениями с другими гос-вами. принимал и отправлял посольства, решал все дела с торговыми иноземцами.

В группу военных приказов, помимо Разрядного, входили Стрелецкий, иноземный, Рейтарский (полки нового строя), Казачий. Изготовление холодного и огнестрельного оружия было сосредоточено в Оружейной палате, производство пороха, литье пушек и ядер – Пушкарский приказ.

Во время Смуты был разрушен не только центральный, но и местный аппарат власти. Правительство Михаила Федоровича приступило к восстановлению воеводского управления, возникшего еще в конце XVI в., в ряде городов и уездов. К середине 20-ых воеводское правление как организация местной власти действовало уже на всей территории гос-ва.

В руках воевод постепенно сосредотачивалась вся административная, полицейская и судебная власть в уездах. имея под своим началом городские гарнизоны, состоявшие из стрельцов и других служилых людей «по прибору», воеводы обеспечивали не только безопасность вверенной им местности, но и пресекали возникавшие в ее пределах различные проявления соц. борьбы.