Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
Характерные черты типов конкуренции
Характерная черта | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | Очень много | Много мелких фирм | Несколько (3-5 фирм) | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре | Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену |
Условия вхождения в отрасль | Очень легкие, нет препятствий | Сравнительно легкие | Существенные препятствия | Нет вхождения |
Пример отраслей | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны | Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. | Местные предприятия коммунального хозяйства |
4) высокое качество продукции;
5) препятствие к завышению цен. Негативные явления конкуренции:
1)разорение многих субъектов рыночной экономики;
2) анархия и кризис производства;
3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;
4) экологические нарушения.
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:
1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;
2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.
Монополистическая конкуренция — самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная (рис. 7.3).
Основные характеристики монополистической конкуренции:
1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продую каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко може] найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
3) сохраняются возможности относительно легкого вступле ния в отрасль новых производителей.
Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама
Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.
Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производите лей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из остав шихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Характерная особенность олигополистического рынка -взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под су щественным воздействием поведения остальных фирм и вы нужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обыч но менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнару жится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия це нового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, ттраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются..
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим || производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции — от рекламы до экономического шпионажа — оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности — цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Чистая монополия (от греч. monos — «один», poleo — «продаю») — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единствен-ным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее недущее положение в определенной отрасли; во-вторых, — Положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизиро-1анном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1) единственный продавец-производитель;
2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров заменителей;
3) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых пред приятии. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Различают несколько типов монополий.
1. Естественная монополия. Ею обладают частные соб ственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы произ водства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).
2. Искусственные монополии. Под этим условным назвп нием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии вы ступают в виде различных монополистических отношений.
В результате концентрации производства могут возникнут!, разные организационные формы монополии: картель, синдп кат, трест, концерн и др.
1. Картель — простейшая форма монополистическом! объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразо вание, сферы влияния, условия продаж, использования патеп тов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли попадают под действие антимонопольного законодательства Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в coo i ветствии с картельным договором — соглашением о ценах рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д В настоящее время крупнейшим картелем считается Междунл родный электротехнический картель, объединяющий 55 компп ний из 11 стран мира («Телефункен», «Сименс», «Хитачи» и др.)
2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют ком
мсрческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распределены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Так, илмазный синдикат «Де Бурс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.
3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, И коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения И др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.
Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма ста-«н преобладающей среди крупных фирм различных стран.
5. Пул получил распространение в области использования
проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным согла
шениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль рас
пределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступ-
«ении в пул.
6. Холдинг — акционерная компания, владеющая конт-
льным пакетом акций юридически самостоятельных пред-
приятии для осуществления контроля над их операциями. В ус ловиях рыночной экономики широкое распространение нахо дят холдинговые компании.
7. Законными формами чистой монополии являются так же патенты, авторские права, товарные знаки. Патентдает изобретателю нового продукта или технологии исключитель ное право контроля за их производством в течение определен ного периода времени. Государство обеспечивает защиту идеи изобретателя. Авторские права дают авторам произведении исключительные права продавать или тиражировать свои произ ведения. Товарные знаки— это символы, используемые пред приятиями, зарегистрировав которые государство делает неза конным ее использование другими.