Монополистическая конкуренция — это рыночная си­туация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уни­кальные качества.

Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения

Характерные черты типов конкуренции

 

 

 

Харак­терная черта Совер­шенная конкурен­ция Несовершенная конкуренция
Монопо­листиче­ская Олигополия Чистая моно­полия
Число фирм Очень много Много мелких фирм Несколько (3-5 фирм) Одна
Тип про­дукта Стандар­тизиро­ванный Диффе­ренциро­ванный Стандартизи­рованный или дифференци­рованный Уникальный, нет замените­лей
Конт­роль над ценой Отсут­ствует Некото­рый, но в узких рамках Ограниченный взаимной за­висимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
Условия вхож­дения в отрасль Очень лег­кие, нет препят­ствий Сравни­тельно легкие Существен­ные препят­ствия Нет вхождения
Пример отраслей Сельское хозяйство Розничная торговля, производ­ство одеж­ды, обуви, аптеки, рестораны Производство стали, авто­мобилей, сельхоз­машин, ин­вентаря и др. Местные пред­приятия ком­мунального хозяйства

 

4) высокое качество продукции;

5) препятствие к завышению цен. Негативные явления конкуренции:

 

1)разорение многих субъектов рыночной экономики;

2) анархия и кризис производства;

3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;

4) экологические нарушения.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы кон­курентной борьбы:

1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;

2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сер­висное обслуживание, реклама и т.д.

Монополистическая конкуренция — самый распространен­ный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкурен­ции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная (рис. 7.3).


 




Основные характеристики монополистической конкуренции:

1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продую каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко може] найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3) сохраняются возможности относительно легкого вступле ния в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистиче­ской конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама

Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально су­ществующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее пол­но удовлетворить потребности, активизирует торговлю и произ­водство.

Олигополия — это рынок, на котором доминирует не­сколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противо­стоят множеству покупателей.

Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производите лей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из остав шихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Характерная особенность олигополистического рынка -взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под су щественным воздействием поведения остальных фирм и вы нужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неце­новая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обыч но менее эффективны. Между предприятиями существует тес­ная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнару жится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сде­лав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия це нового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.


Поскольку продукцию производят крупные предприятия, ттраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются..

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим || производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Дру­гие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабева­ет. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, харак­терна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции — от рекламы до экономического шпионажа — оказываются эф­фективнее, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нуж­ны значительные капитальные вложения, чтобы создать пред­приятие, способное противостоять фирмам, уже контролирую­щим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности — цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгод­но меньше производить и в большей степени завысить цену.

Чистая монополия (от греч. monos — «один», poleo — «продаю») — это рынок, на котором один продавец противо­стоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конку­рентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единствен-ным производителем какой-либо продукции, не имеющей ана­логов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монопо­лией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее недущее положение в определенной отрасли; во-вторых, — Положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизиро-1анном рынке.


Основные черты чистой монополии:

1) единственный продавец-производитель;

2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров заменителей;

3) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых пред приятии. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми усло­виями.

Различают несколько типов монополий.

1. Естественная монополия. Ею обладают частные соб ственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы произ водства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

2. Искусственные монополии. Под этим условным назвп нием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии вы ступают в виде различных монополистических отношений.

В результате концентрации производства могут возникнут!, разные организационные формы монополии: картель, синдп кат, трест, концерн и др.

1. Картель — простейшая форма монополистическом! объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразо вание, сферы влияния, условия продаж, использования патеп тов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли попадают под действие антимонопольного законодательства Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в coo i ветствии с картельным договором — соглашением о ценах рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д В настоящее время крупнейшим картелем считается Междунл родный электротехнический картель, объединяющий 55 компп ний из 11 стран мира («Телефункен», «Сименс», «Хитачи» и др.)

2. Синдикаты — организационная форма монополистиче­ского объединения, при которой вошедшие в него теряют ком


мсрческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юриди­ческую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются цент­рализованно. Они были широко распределены в дореволю­ционной России. Возникли международные синдикаты. Так, илмазный синдикат «Де Бурс» сосредоточил в своих руках реа­лизацию практически всех добываемых в мире необработан­ных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

3. Трест — форма монополистического объединения, при ко­торой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, И коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределя­ется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн — организационная форма объединения пред­приятий различных отраслей, находящихся под единым управ­лением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприя­тий, входят банки или какие-то другие финансовые организа­ции — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения И др. Участники концерна остаются формально самостоятель­ными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкуренто­способность фирмы за счет внутреннего финансирования, про­дажи продукции, подразделения концерна по внутренним та­рифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма ста-«н преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пул получил распространение в области использования
проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным согла­
шениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль рас­
пределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступ-
«ении в пул.

6. Холдинг — акционерная компания, владеющая конт-
льным пакетом акций юридически самостоятельных пред-


 




приятии для осуществления контроля над их операциями. В ус ловиях рыночной экономики широкое распространение нахо дят холдинговые компании.

7. Законными формами чистой монополии являются так же патенты, авторские права, товарные знаки. Патентдает изобретателю нового продукта или технологии исключитель ное право контроля за их производством в течение определен ного периода времени. Государство обеспечивает защиту идеи изобретателя. Авторские права дают авторам произведении исключительные права продавать или тиражировать свои произ ведения. Товарные знаки— это символы, используемые пред приятиями, зарегистрировав которые государство делает неза конным ее использование другими.