Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность

Опорный конспект лекции

Конкуренция(от лат. сопсшто — «бежать вместе») — про­тивоборство, соперничество между участниками рыночно­го хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Основные условия возникновения конкуренции:

1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каж­дого товаропроизводителя;

2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борь бе за покупательский спрос.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий ре­шающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг. снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

В различных отраслях экономики складывается разное со стояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкурен­ция и олигополия (рис. 7.1).

 


К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриот­раслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая

конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек произ­водства и цен на товары. Межотраслеваяконкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, исполь­зовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения В отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конку­ренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несо­вершенной конкуренции (табл. 7.2).

Совершенная (чистая) конкуренцияэто рыночная си­туация, когда многочисленные, независимо действующие произ­водители продают идентичную (стандартизированную) про­дукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) кон­куренции:

1)на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2) тождественная, стандартизированная продукция, товары од­нородны с точки зрения потребностей покупателей и. соот­ветственно, продавцов;


 


 



3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возмож­ность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупате­лях; экономические субъекты должны располагать одина­ковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:

1) снижение издержек;

2) быстрое внедрение НТП;

3) гибкое приспособление к спросу;

Таблица 7.2