Акварель Л.Г. де Кармонтеля.

(5),стр.113,(2),стр.128))

(Учительница стала всматриваться в картину, представляя,

как могли развиваться события после концерта…)

(Фотография в учебнике «оживает», перенося нас

из Настоящего в Прошлое)

Концерт в Вене заканчивался. Отец с детьми доиграли последние аккорды и, под бурные овации, встали для поклонов. Дети уходят за кулисы, отец еще кланяется.

Потом закрывает инструменты, собирает ноты. Зрители расходятся. К нему подходит мужчина, отдает деньги за концерт. И тут же подходит женщина:

- Здравствуйте, господин Моцарт! Какие у Вас прекрасные дети!

Отец уже привык к таким похвалам, но каждый раз, снова и снова очень искренне радовался успеху.

- Спасибо большое, Вы очень любезны! Мои дети, действительно великолепны! Таких музыкантов больше нет нигде!

- Вот поэтому, пока вы в нашем городе, я бы тоже хотела вас пригласить! У меня собираются почтенные люди!

- Конечно, конечно! Мы с радостью приедем! Только наши концерты платные, Вы знаете нашу цену?

- О! За деньги Вы не беспокойтесь! Я понимаю, что Ваши дети так прекрасно играют, что они просто бесценны! Только вы не могли бы поехать прямо сейчас – я завтра уезжаю…

- Да, непременно сейчас! Мы тоже завтра уезжаем и деньги нам в дороге понадобятся! Спасибо Вам большое за приглашение! Подождите немного, я позову детей.

Отец зашел в отведенную для его семьи комнату.

Сын без сил лежал на диване, а дочка, уснув, сидела за столом, уткнувшись в сложенные руки.

Отец с улыбкой сообщил:

- Дети мои! Какое счастье: у нас новый заказ! Одна знатная госпожа приглашает нас к себе!

Дети не шевельнулись, никак не разделяя его радость. Улыбка сошла с его лица.

Отец задумался (5), стр. 16): «Как уберечь сына от тяжкой доли, выпавшей ему самому? – мысль эта внушала Леопольду Моцарту постоянное беспокойство; он обязан был защитить Вольфганга, обязан был действовать, добиваться для него широкого признания, и делать это следовало как можно скорее, пока ребенок мал и его необычайные данные могут поразить публику».

Он понимал, что дети устали, но ничего не мог поделать:

- Дети! Ехать нужно прямо сейчас! Быстро собирайтесь! У нас с вами заработано только на половину обратной дороги домой!

Дети подняли головы: дочь с ужасом посмотрела на отца, у нее совсем не было сил даже пошевелиться.

Отец посмотрел на сына, Вольфганг, собрав все силы, покорно поднялся со своего места, взял ноты и подошел к отцу:

- Поехали, папа. Но только я хотел бы переделать этот менуэт до следующего раза.

Отец одобрительно посмотрел на сына, посмотрел на ноты…

- Да, конечно… Спасибо сын, я знал, что могу на тебя рассчитывать.

В дверь постучали.

Отец стал собирать их вещи:

- Это за нами, отдохнем по дороге…

В дверь снова постучали…

(Этот стук перенес учительницу и нас

из Прошлого в Настоящее.)

Учительница вздрогнула - стучали в дверь класса и, прежде чем она успела ответить: «Войдите!», дверь открылась, и на пороге стоял… - она подумала, что отец Моцарта из ее воображения действительно оказался здесь – мужчина в белом парике с косичкой, в концертном камзоле, белых гольфах, туфлях с пряжками…

- Здравствуйте, я за сыном! Извините, пожалуйста, что так рано приехал, но вызвали на срочный концерт, видите, я даже не успел после спектакля переодеться! – громко, хорошо поставленным голосом певца и актера начал он и тут увидел, что сына нет в классе. - А где он? Он что, уже уехал без меня, я же сказал ждать!..

Учительница поняла ситуацию, но не испугалась, а сильно удивилась виду мужчины, портретному сходству отцов Моцартов– того и этого. Приложив палец к губам, показывая: «Молчите!», она встала из-за стола.

Ей очень не хотелось, чтобы сейчас хоть кто-то разбудил мальчика, а тем более его отец.

Идя навстречу мужчине, она заговорила шепотом:

- Здравствуйте, тише, пожалуйста! Он спит! Дайте ему отдохнуть! У нас осталось еще полчаса от урока!

Мужчина от возмущения стал ртом глотать воздух, не находя что сказать, тут он увидев торчащие из-за парты ноги ребенка, сделал шаг вперед, собираясь дойти через класс до последней парты.

return false">ссылка скрыта

- Вот именно – урока! А тут что происходит? Я Вам за что деньги плачу?! Вы что тут новенькая? Вы не знаете кто я и кто он?! – громогласно возмущался мужчина.

Ничто не могло остановить ее - она уже дошла до него и, перегородив ему путь, вытолкнула его из класса в коридор, закрыв за собой дверь. От ее наглости мужчина опешил еще больше:

- Что Вы себе позволяете? Вы что, с ума сошли?

Она схватила за кружевную манишку на груди и прижала его к стене, ей хотелось высказать все, что она о нем думает:

- Вы? Кто Вы? Я знаю кто Вы – Вы …гестаповец, …садист, …инквизитор! Разве можно так издеваться над детьми! Он у Вас достаточно образован! И даже одарен гениальным талантом! А Вы не даете ему отдыхать! Неужели деньги Вам важнее здоровья собственного сына?! И обещайте мне его не ругать за то, что он уснул здесь – я впервые вижу ребенка падающего от усталости!.. Как вы будете смотреть ему в глаза, когда он вырастет?! Куда смотрит его мать! Неужели она не видит его состояние?!

Мужчина в изумлении стоял молча и не перебивал ее, оцепенев от такой бесцеремонности – никто и никогда еще с ним так не разговаривал. Когда она остановилась, переводя дыхание, он пришел в себя, отодвинул ее руки и спокойно сказал:

- У него нет матери: она умерла при его рождении. А Вы с завтрашнего дня здесь работать не будете!

- Да хоть с сегодняшнего! Я бы и сама уволилась! Не могу смотреть на этих замученных родителями детей! Извините, сочувствую… А не видно, что он растет без матери…

В классе зазвонил ее мобильный телефон.

А через секунду зазвучала музыка Моцарта… Учительница поняла, что это проснулся ученик и начал играть.

Мужчина улыбнулся. Они переглянулись: она – взглядом побежденной, он – взглядом победителя, и вошли в класс.

 

Мальчик сидел спиной к двери и сосредоточенно играл, не обращая ни на что и ни на кого внимание.

Учительница быстро подошла к столу и взяла телефон, отвечая на звонок:

- Алло! Да, здравствуйте! Да, это я Вам звонила и писала! По поводу работы… Что? Когда мне можно подойти к Вам? Прямо сейчас?! Хорошо, сейчас буду! – она с триумфом посмотрела на мужчину, подняв и опустив брови, как бы говоря: «Вот так!»

Она отключила телефон и сказала ученику:

- Достаточно! Молодец! Ты хорошо справился с заданием! Спасибо за урок! Занятие окончилось, можешь быть свободен!

Ученик не обернулся, доигрывая произведение:

- Я хочу Вам показать новую вариацию темы, мой вариант!

- За тобой приехал папа… Вам надо спешить на концерт!..

Перестав играть, мальчик резко развернулся, с испугом посмотрел на отца и удивленно спросил:

- Папа?.. А почему ты за мной приехал так рано?

Отец не подал вида, что заходил до этого, но строго ответил:

- У тебя до вечера еще один концерт, а я сейчас еду на работу. – Учительнице. – Вы куда едете, Вас подвезти?

Сын встал и покорно пошел к двери, на ходу сказав:

- До свидания, Констанция… - и, через паузу, - …Ивановна!

Отец улыбнулся звучанию имени учительницы, а она, покраснев, ответила:

- До свидания! – и мужчине: - Нет! Спасибо, я на своей!

«Моцарты», отец и сын вышли из кабинета. Она несколько минут подождала, пока отъедет машина, и тоже вышла из класса.

В здание музыкального училища подъехала машина. Из нее вышла Констанция Ивановна и быстро направилась к входу, смотря на часы – опаздывает или нет.

В приемной кабинета директора ее просят подождать начала заседания кафедры.

Она подошла к зеркалу, оно висело напротив двери, и стала поправлять растрепавшиеся волосы. В это время дверь открылась и, торопясь, в нее вошел… отец «Моцарта». Только теперь уже у него был современный деловой вид: рубашка, галстук, костюм, обувь, портфель… - ее поразило, как он элегантно и со вкусом одет. «Он успел переодеться, а я даже об этом не подумала.» - промелькнула мысль в ее голове, она поправила кофточку.

Он улыбнулся секретарю:

- Я не опоздал?

И тут он обратил внимание на посетительницу, посмотрев на ее лицо в зеркале: удивление и интерес сменяли выражение его лица

Учительница тоже смотрела на него в зеркало, продолжая стоять к нему спиной, она зашипела:

- Что Вы тут делаете? Вы следили за мной?

Мужчина удивился не меньше, но ответил с улыбкой:

- Я? Да нет, конечно! Это я у Вас хотел бы спросить: «Что Вы тут делаете?» Узнали где я работаю и пришли жаловаться?

Она повернулась:

- Нет! Я пришла устраиваться на работу: преподавателем на кафедру западно – европейской музыки. Я думаю, у молодежи страданий меньше – они-то могут за себя постоять!..

Мужчина рассмеялся:

- Очень приятно! Я – доцент этой кафедры! Считайте, что Вы уже приняты!

Он открыл дверь в кабинет:

- Входите! И, поверьте мне, у молодежи проблем еще больше!

 

 

Она вошла в кабинет, где уже сидело несколько женщин и мужчин. Он зашел вслед за ней, указал, куда ей сесть и объявил:

- Здравствуйте! Извините за опоздание! Это – наш новый преподаватель! Прошу заседание считать открытым!

Пройдя на свое место, он начал с представления преподавателей:

- Заместитель директора, заслуженный деятель культуры…

Женщина, перебила его и представилась сама:

- Салеева. – И дальше продолжила недовольным голосом. – Я категорически «против»!

Девушка неопытная, она же преподает в детской музыкальной школе, вот пусть еще там потрудится! Мы все так начинали! С детьми тоже надо кому-то работать!

Доцент тут же заступился за нее:

- Но она хороший специалист! Я уверен, лучшего педагога по западно - европейской музыке нам не найти! Тем более, что она в аспирантуре консерватории пишет диссертацию о Моцарте! А у нас его день рожденье на носу! Да еще и международный конкурс! Прошу проголосовать: кто «за»? Кто «против»?

Другие члены кафедры стали советоваться: кто-то смотрел на доцента и искренне был «за», кто-то, побаиваясь Салееву, «против». Но проголосовавших «за» было больше.

Салеева смирилась:

- Ладно! Но ведь она только учиться! Не можем же мы ей платить полную ставку; столько, сколько безвременно ушедшему от нас профессору! – и учительнице: - Вас устраивает зарплата, которую Вам здесь предложили, милочка?

Учительница хотела обидеться на «милочку», но передумала:

- Я согласна на любые условия! Вы абсолютно правы, просто, мне нужна, даже необходима практика для теории диссертации!

Доцент решил еще раз прийти ей на помощь:

- В школе дети очень полюбили ее, хотя сегодня был первый день их учебы! Я разговаривал с сыном и родителями других детей! Я думаю, нашему молодому поколению будет чему у нее научиться!

Салеева, с саркастической ухмылкой, согласилась:

- А, ну раз у нее учится Ваш сын…, тогда все понятно!.. Конечно, мы ее берем! Но! С испытательным сроком – до Нового года! – и учительнице, - Посмотрим, как вы подготовите мероприятия к календарным датам и праздникам! И не вздумайте из Деда Мороза со Снегурочкой сделать Моцарта с сестрой!

Учительница встала, с решительным видом смотря на Салееву:

- Думаю, что ребята уже выросли из этого! Что они видели в этой жизни и когда еще увидят? Я буду в праздники их водить на концерты, в театры, на спектакли! И всем советую! То есть для вас, преподавателей, мы будем собирать деньги не на подарки, а покупать билеты на выступления хороших музыкантов!

Доцент почувствовал, что сейчас произойдет что-то непоправимое - в этих стенах еще никто так не высказывал собственного мнения - и искал способ как-нибудь спасти норовистую учительницу.

Но в это время в коридоре училища спасительно прозвенел звонок с урока.

Доцент, довольный победой, встал из-за стола:

- На этом заседание кафедры считаю закрытым! Констанция Ивановна, пойдемте, я покажу Вам ваших учеников, как раз сейчас начнется Ваш предмет! – и уже Салеевой, - Если Вам это о чем-нибудь говорит - здесь у нее будет учиться еще и моя дочь.

Преподаватели начали вставать и расходиться, но все друг у друга переспрашивали: «Как ее зовут?», учительница засмущалась от этого и поспешила выйти из кабинета.

 

В коридоре ее догнал доцент и снова ей улыбнулся:

- В Вашем возрасте уже пора перестать так переживать из-за своего имени! Тем более, что вы только что совершили такой героический поступок, отстаивая себя! Куда Вы идете? Только не уходите! Вы готовы сейчас сразу провести урок?

Она опять вспылила, говорила, быстро идя по коридору:

- Чем Вас не устраивает мой возраст?! И не смейте указывать, как мне себя чувствовать! А что это такое понятно Вашей Салеевой? Какие еще праздники при такой зарплате? Ну, а про мнение сына и родителей учеников – придумали?

Он шел за ней, все время здороваясь кивком головы с учениками и преподавателями, снующими туда-сюда во время перемены, но вскоре остановился у одной из аудиторий:

- Я понимаю, как вам сейчас трудно. Как Моцарту, которого, после смерти Глюка, принимали на работу, ему тогда мешал Сальери, помните? Дорогая моя, ну поймите: ничего не изменилось в людях в этом мире! Мир – да, а люди – нет!

Тут он руками взял ее за плечи, и, смотря прямо в глаза, серьезно сказал:

- У каждого Моцарта есть свой Сальери.

Вы не должны обращать внимание ни на что и ни на кого – талантливым людям всегда завидуют и стараются причинить боль в тех областях жизни, где они не защищены и уязвимы.

Мой сын действительно не хочет, чтобы Вы уходили, и другие дети тоже – после урока они вернулись совершенно другими людьми, «простыми» детьми, они сказали: «Нас впервые выслушали». А за праздники не беспокойтесь – ребята все сделают! Я очень рад, что жизнь свела нас снова вместе!..- он хотел сказать что-то еще, но..

 

Но дверь аудитории открылась и из нее показалась девушка:

- Ой, мамочки, извините! – и спросила, посмотрев на доцента, - Так у нас будет новый урок или нет? – прозвенел звонок на урок.

Мужчина вопросительно посмотрел на учительницу, ожидая ее решения. Она, передернув плечами, убрала с себя его руки:

- А я не рада! И никакая я Вам не «дорогая»! Просто в нашем городе очень трудно найти работу по специальности, меня сюда направили из Центра занятости!

И запомните, я всегда готова к своим урокам! - и вошла к ученикам, доцент зашел вслед за ней.

Девушка понимающе ухмыльнулась и закрыла дверь.

 

 

В аудитории сидело много учеников, они притихли, встали.

Доцент громогласно объявил:

- Уважаемые господа музыканты! Представляю вам вашу новую классную руководительницу и преподавателя, Констанцию Ивановну! – сказал он очень радостно, а ребята уже начали хихикать над именем и отчеством учительницы. – Я думаю, с ней вы точно, наконец-то выучите тему о Моцарте, и достойно подготовитесь и к конкурсам и к экзаменам! Так, ну-ка, успокоились!

Вошедшая с ними девушка, со своего места, громко спросила:

- О! И ее тоже так назвали, потому что родители были «помешаны на Моцарте»! И Вас тоже на него «подсадили»?

Учительница резко повернулась к ней и хотела рассердиться, но, посмотрев на доцента и встретив его умоляющий взгляд, спокойно ответила:

- Да! И я очень горжусь этим именем! Это были хорошие, достойные люди, великие музыканты! Здравствуйте, ребята! Очень рада с вами познакомиться! А Вы, девушка, кто? Вас как зовут?

Доцент, сдвинув брови к переносице, и опустив голову, исподлобья посмотрел на девушку, и ответил за нее:

- Это – староста группы «2Т» - второй курс, «Таланты»! Самые отчаянные и неуправляемые, но и самые способные! – и девушке: - Немедленно прекрати, какой пример ты подаешь окружающим!

Девушка, с улыбкой, что добилась своего и «кольнула» новую преподавательницу, ответила:

- Меня зовут Марианна – сокращенное от двойного имени сестры Моцарта - Марии Анны. Я старшая дочь этого человека – и она головой указала на доцента.

Учительница еще не успела удивиться всему происходящему, как мужчина уже оказался около двери.

Уходя, он позвал дочь:

- Вот ты и будешь сегодня дежурной, пошли за портретами! Мальчики, подключите музыкальный центр! – учительнице: Удачи!

 

Девушка тоже вышла, а двое студентов подошли к аппаратуре и подготовили ее к занятию, учительница достала диск с музыкой Моцарта и включила