Ключевые термины и понятия
Экономический тренинг
■
Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, жономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, организационно-технические отношения, меркантилизм, физиократия, классическая Политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсиан-ское направление, неоклассическая школа, монетаризм, неоклассический синтез, неолиберализм.
Контрольные вопросы и задания
1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции
и методы познания?
2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика.
3. Какова связь экономики с юриспруденцией?
4. Что вы понимаете под экономическими законами и кате-гориями?
5. Какие типы экономических отношений вы знаете и какова их сущность?
6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки.
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.
Тесты
Выберите правильный ответ.
1. Каково наиболее полное и корректное определение
предмета экономики:
а) экономика изучает деятельность, включающую производство
и обмен товарами;
б) экономика изучает переменные величины, поведение кото
рых воздействует на состояние народного хозяйства (цены,
производство, занятость и т.д.);
в) экономика изучает, как общество использует ограниченные
ресурсы, необходимые для производства различных товаров
и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал.
2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что
макроэкономика:
а) уровень занятости и безработицы в стране;
б) определение оптимального объема производства фирмы;
в) издержки производства;
г) финансовое регулирование экономики.
3. Позитивная экономика изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) что было;
г) оценочные суждения.
4. Какая из экономических школ впервые сделала пред
метом своего анализа процесс производства, а не сферу об
ращения:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
5. Какое направление возникло в экономической теории XX в.:
а) марксизм; В) монетаризм;
в) меркантилизм;
г) физиократия.
По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции. 3. Школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о способах, приемах научного познания действительности. 5. Экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. 6. Родоначальник английской классической политической экономии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв.
По вертикали. 7.Видный английский экономист, написавший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике. 9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономической теории, которая возникла в Англии и других странах в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля.
Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика,
традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики
2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?