Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права

Опорный конспект лекции

РАЗДЕЛ I Основы экономической теории

Тема 1. Введение в экономику

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы

1.4. Основные этапы развития экономической теории

Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйство­вания». В целом под термином «экономика» понимают хозяй­ство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хо­зяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.


В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следую­щее. Экономика — это наука об оптимальном, эффектив­ном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоян­но меняющихся потребностей людей, фирмы и общества и целом.

' )кономика выполняет методологическую, научно-познава-iciii.nyio, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономистыутверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит втом, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви-нается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.


 




Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов по­знания.

Метод научной абстракциивыделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несуществен­ного, случайного, временного, непостоянного. Результат науч­ной абстракции — выработка новых научных категорий (по­нятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод.Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими ста­ли в настоящее время.

Логический методпозволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехо­да от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складываю­щиеся между процессами и явлениями реальной экономиче­ской жизни.

Метод анализа и синтеза.Анализ — это метод позна­ния, предполагающий разделение целого на отдельные со­ставные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод позна­ния, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например опре-


деление показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции.Индукция — это движение ис­следования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Ана­лизируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь прихо­дит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимо­стей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипо­теза — предположение о существовании определенной зави­симости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблю­дений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

экономико-математическое моделирование с примене­нием компьютерных технологийспособствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по­казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерно­сти экономических явлений и процессов.

Графический методотражает экономические процессы И явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

'Экономические эксперименты— это искусственное соз­дание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть | национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную за­дачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство долж­но, как минимум, законодательно обеспечить: I) гарантии частной собственности вообще и права частных

предпринимателей в частности;


 




2) проведение соответствующей государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международ­ные правовые акты и привести национального законодатель­ства в соответствие с ними.

1.2. Микро- и макроэкономика.

Позитивная и нормативная экономика

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в ос­новном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующи­ми субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики от­носятся потребители, работники, владельцы капитала, пред­приятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики — производители и по­требители, принимающие решения по поводу объемов произ­водства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как по­требители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэконо­мика изучает рыночное поведение субъектов, отношения меж­ду ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа бази­руется на оценках и исследованиях поведения индивидуаль­ных единиц хозяйственного процесса — предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.


Макроэкономика (национальная экономика)— раздел жономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как еди­ную систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безра­ботица, экономический рост, валовой национальный продукт, каловой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы го-сударственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа осно-ванa на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процес­сы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народною хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика —- сумма всех национальных эконо­мик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления эконо­мических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискриптивная) экономикаизучает факты н зависимости между ними, призвана исходить из накоплен­ных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающие­ся реального состояния экономики, называются позитивными. ()сновной продукт этой части экономической науки — знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она опи­сывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономикаставит перед собой более слож­ную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует


 




действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она опе­рирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются норматив­ными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.