Характеристика подходов к углубленному изучению спроса.
Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса.
Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.
Цены на продукты устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Как формируется спрос – подробно изучает теория потребительского поведения/выбора. Она даёт более глубокое объяснение спроса.
Существуют 2 подхода к изучению потребительского поведения:
- кардиналистский – количественный, преобладал в 19 веке (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас)
- ординалисткий– порядковый, более современный (В.Парето, Дж. Хикс).
Оба подхода предполагают:
1. разумное поведениесреднего/типичного потребителя: он стремится так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить от приобретаемых товаров (далее – Т) и услуг (далее – У) наибольшую совокупную полезность;
2. у потребителей сформирована отчетливая система предпочтений в отношении Т и У на рынке (какую полезность потребитель получит от каждого Т или У);
3. для среднего потребителя существует бюджетное сдерживание - его денежный доход ограничен;
4.товары не бесплатны, потребитель должен выбирать между альтернативными Т и У, учитывая их цены.
В кардиналистском подходе потребитель выбирает набор благ так, чтобы MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn
где MU – marginal utility/предельная полезность
P – price/цена
В этом случае потребитель максимизирует приобретаемую совокупную полезность (расходуя доход полностью).
Иными словами: полезность потребителя окажется максимизированной, если его доход будет распределён между nпродуктами так, что последний доллар/рубль, затраченный на приобретение каждого из nпродуктов, приносит ему ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОБАВОЧНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИпонимания:как следует изменить количества товаров А и В, чтобы максимизировать совокупную полезность для потребителя?
еслиMU продукта A/цена продукта АбольшеMU продукта В/цена продукта В.
Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются.
Более глубокое объяснение поведения потребителя дает ординалистский подход с использованием бюджетных линий (ограничений) и кривых безразличия.
Бюджетная линияпоказывает все возможные комбинации каждой пары продуктов А и В, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на продукты и величине его дохода.
Всего 80 руб. чай 20 руб. Бутерброд 40 руб.
На кривой безразличия потребителя размещены комбинации продуктов А и В, обладающие одинаковой совокупной полезностью.
На карте безразличия кривые, отстоящие дальше от начала системы координат, соответствуют большей величине совокупной полезности.
Потребитель максимизирует совокупную полезность в точке равновесного положения – в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривых безразличия.
РЕЗЮМЕ: равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Другими словами, равновесная цена – это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.
Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены со стороны покупателей, расширению предложения (производства) и возвращению цены к равновесной.
(увеличить А, уменьшить В)