Равновесие на рынке. Равновесная цена.
Взаимодействие спроса и предложения.
Эластичность предложения зависит от ряда факторов.
- резервы производственных мощностей;
- уровень товарных запасов;
- количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется (приспособляется) к изменению цены, чем спрос. Поэтому в определении показателя эластичности предложения важнейшим является фактор времени.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Мгновенный период характеризуется тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.
Под краткосрочным понимается период, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпуска продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение в этом случае является неэластичным.
Среднесрочный период - достаточный для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточный для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период характеризуется тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. Он также предполагает приток в отрасль новых фирм при расширении спроса или их уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения в этом случае достигает максимальной величины.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, и он предполагает установление определенного соотношения спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.
Если количественные параметры интересов производителей и потребителей совпадают, на рынке достигается равновесие. Его можно определить как ситуацию на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают.Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает некоторое единство продавцов и покупателей - равенство их возможностей и желаний. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения происходят изменения в равновесных количествах товаров и равновесных ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной.Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.
Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов предложения, поскольку тогда товар не найдет спроса. На рынке будет иметь место избыток/излишек товара.
Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам производителей. Для более низких цен сформируется дефициттовара на рынке.
ИТАК: Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения.