Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения
Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шкалы. В ней представляются разные количества товара, которые производитель желает произвести и продать по каждой данной цене в конкретный временной промежуток.
Цена за мешок картофеля, руб. | Количество мешков картофеля для продажи, ед. |
Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы по каждому из возможных уровней цен.
Зависимость величины (объемов) предложения от цен фиксируется законом предложения. Закон предложения формулируется следующим образом: величина (объем) предлагаемых товаров находится в прямойзависимости от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.
Закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить по ним. Такая зависимость между ценой и величиной предложения обусловлена двумя основными причинами.
1. чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство.
2. при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары в целях получения прибыли.
Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой предложения, имеющей положительный наклон. В отличие от кривой спроса, кривая предложения поднимется слева направо. Она наглядно демонстрирует закон предложения: чем выше цена единицы товара или услуги, тем больше величина предложения. Каждая точка на кривой предложения характеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене товара.
Как и в случае со спросом, следует различать изменение предложения и изменение величины (объема) предложения.
Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины (объема) предложения от значения цены при неизменности прочих факторов.
S = F (P)
S – supply/предложение
P – price/цена
Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность производителей (рыночное предложение) готовы произвести и предложить на рынке в некоторый период по определенной (данной/указанной/фиксированной) цене.
Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения).
Изменение предложенияпроисходит тогда, когда изменяются прочие факторы (т.е. неценовые), которые раньше принимались как постоянные.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Цены на производственные ресурсы - могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).
2. Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения при том же располагаемом капитале.
3. Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают собственные расходы производителя на производство и содействуют увеличению предложения.
4. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.
Для анализа предложения используют показатель эластичности. Эластичность предложенияизмеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процентного изменения величины (объема) предложения товара к процентному изменению цены этого товара.