Отраслевая структура экономики Японии

Развитые отрасли

Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых.

Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов, телевизоров, пианино, автомобилей, алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.

Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей. Общенациональное промышленное значение приобрел город Китакюсю на севере о. Кюсю.

Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись прежде всего нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 ок. 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья.

Таблица 15.13.

Стоимость зданий, введенных в эксплуатацию (х100млн йен)

  общая стоимость Частный сектор Общественный сектор
*663 559 *359 625 *303 934
624 853 331 364 293 489
590 754 316 024 274 730
553 431 317 379 236 052
529 330 326 160 203 170
536 080 338 704 197 376
528 833 353 226 175 608
500 514 330 587 169 927
491 749 322 516 169 232
       
2009. 01 37 751 22 870 14 881
2009. 02 40 233 24 498 15 735
2009. 03 44 191 26 156 18 035
2009. 04 37 603 23 429 14 174
2009. 05 33 053 22 609 10 444
2009. 06 33 566 22 763 10 804
2009. 07 34 287 22 767 11 520
2009. 08 35 529 22 793 12 736

Источник: http://www.stat.go.jp/

Рассматривая данную таблицу, можно сказать, что стоимость введенных в эксплуатацию зданий значительно снизилась с 2000 года. Тогда как в 2000 году стоимость зданий частного и общественного секторов была примерно одинакова, в 2008 ситуация значительно изменилась: стоимость зданий частного сектора превышает стоимость зданий общественного сектора почти в два раза.

Таблица 15.14.

Объем заказов на постройку зданий

  общий объем заказов частный сектор общественный сектор
149 680 93 258 42 441
137 470 86 290 38 204
125 330 79 435 34 546
125 485 84 022 30 400
135 913 93 481 30 111
134 537 96 960 24 738
138 936 101 197 20 867
141 141 104 472 21 031
123 767 84 603 25 977
       
2009. 01 5 789 4 138 1 248
2009. 02 9 168 5 968 2 476
2009. 03 5 863 8 455 6 394
2009. 04 5 628 4 201
2009. 05 4 548 3 120
2009. 06 8 697 5 501 1 788
2009. 07 6 609 4 488 1 549
2009. 08 6 943 4 741 1 285
2009. 09 14 865 11 062 2 548

Источник: http://www.stat.go.jp/

Из данной таблицы видно, что общий объем заказов на постройку зданий то увеличивался, то уменьшался. В сентябре 2009 общий объем заказов резко возрос (более, чем в два раза), что было связано с увеличением заказов на постройку зданий частного сектора. При этом по сравнению с августом, объем заказов на постройку зданий общественного сектора также увеличился в два раза.

Сельское и лесное хозяйство. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 2 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны. Доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 40% в 1952 до 5% в 1996, причем более половины их составляют женщины и пенсионеры.

Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Садоводство продолжает укреплять свои и без того традиционно прочные позиции.

Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве, тем более что площадь сельскохозяйственных земель впятеро меньше площади сохранившихся в Японии обширных лесов. Примерно треть из них принадлежит государству.

Рис. 15.4. Производство мяса

Из данного рисунка видно, что по сравнению с 2000 годом, производство мяса значительно уменьшилось, при чем в 2001 году намечался небольшой рост производства. На временном промежутке с 2002 по 2008 год наблюдается неуклонное снижение.

Рис. 15.5. Производство молока.

Рассматривая данный рисунок, можно сказать, что в период с 2000 по 2001 год производство молока немного уменьшилось, но в период с 2001 по 2004 год намечался небольшой рост производства, однако с 2004 года производство молока в Японии снизилось и в 2008 году опустилось до минимальной отметки за 10 лет.

Рыболовство. Япония – крупная рыболовная держава. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины.

Рис. 15.6. Рыболовство.

Рассматривая данный рисунок, можно сказать, что рост производства рыбы

намечался лишь в период с 2002 по 2003 год. На всем остальном временном промежутке наблюдается устойчивое снижение.

Транспорт. Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог.

Таблица 15.15

Объем пассажирских перевозок (млн. человек)

  железная дорога автомашины воздушные перевозки
  Японские Железные Дороги фирмы, не являющиеся представителями ЯЖД для коммерческих нужд для частных нужд пассажирские автомобили грузовые машины лекговые автомобили внутри страны на международном уровне
                1 000
8 718 13 033 7 655 54 392 37 661 2 579 14 152 91 590 17 844
8 671 12 976 7 491 55 350 36 505 2 485 14 783 92 875 19 543
8 650 13 070 7 238 57 352 37 684 2 465 15 608 94 583 16 905
8 585 12 976 7 141 58 339 38 139 2 406 16 283 96 688 17 891
8 642 13 116 7 078 58 855 37 892 2 377 17 121 95 545 14 454
8 618 13 068 6 870 59 121 37 559 2 201 17 992 93 764 18 274
8 683 13 280 6 763 59 184 37 358 2 083 18 399 94 507 17 676
8 778 13 465 6 747 59 197 36 570 2 022 19 233 96 975 17 410
8 988 13 853 6 697 60 211 36 625 2 004 20 180 94 862 17 681
8 984 13 992 ... ... ... ... ... 90 675 15 886
                   
2009. 01 1 152 5 003 3 098 1 670 6 506 1 258
2009. 02 1 071 4 405 2 622 1 530 6 185 1 202
2009. 03 1 143 4 987 2 953 1 779 7 643 1 342
2009. 04 1 189 ... ... ... ... ... p6 066 p1 227
2009. 05 1 196 ... ... ... ... ... p6 748 p1 096
2009. 06 ... ... ... ... ... ... ... p6 360 p1 057
2009. 07 ... ... ... ... ... ... ... p7 304 p1 373

Источник: http://www.stat.go.jp/

Более половины объема железнодорожных перевозок осуществляется Японскими Железными дорогами. Перевозки пассажирскими автомобилями в три раза превышают перевозки легковыми автомобилями. Внутри страны осуществляется практически в пять раз больше перевозок, чем на международном уровне.

Объемы грузовых перевозок с помощью Японских железных дорог превышает объем перевозок с помощью фирм, не являющихся представителями Японских железных дорог. Однако гораздо больший объем перевозок осуществляется с помощью автомобилями. Затем идут воздушные перевозки, на третьем месте – по воде.

Таблица 15.16.

Объем грузовых перевозок (х100 т)

  железные дороги автомобили морской транспорт воздушный транспорт
  Японская железная дорога фирмы, не являющиеся представителями ЯЖД общее число каботажные суда на международном уровне
39 154 19 531 5 863 259 515 731 1 156.79
39 620 19 654 5 773 619 527 367 1 160.82
39 026 19 642 5 578 227 511 268 1 032.87
38 197 18 395 5 339 487 490 880 1 215.47
37 552 16 051 5 234 076 438 146 1 242.89
36 789 15 431 5 075 877 433 249 1 323.45
36 864 15 610 4 965 874 423 348 1 325.41
36 371 15 501 4 961 325 413 747 1 310.41
35 958 14 892 4 932 539 407 481 1 376.07
32 850 13 376 ... 376 294 1 201.88
           
2009. 01 2 548 352 401 28 129 67.8
2009. 02 2 363 1 023 334 581 27 344 68.52
2009. 03 2 697 1 044 409 028 28 580 86.91
2009. 04 2 527 ... 24 632 p86.71
2009. 05 2 119 ... 24 859 p89.27
2009. 06 ... ... ... 26 385 p101.52
2009. 07 ... ... ... 27 315 p105.68

Источник: http://www.stat.go.jp/


 

Лекция 16. Развивающиеся страны в мировой экономике. 1.Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира. 2.Экономика новых индустриальных стран (НИС). Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в национальных экономиках. 3.Слаборазвитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства. 4.Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации..