Особенности формирования экономики стран ЕС
Страны Европы (без стран бывшего СССР) занимают площадь, равную 487 миллионов гектаров, но на ней располагаются более 30 государств с населением почти 500 миллионов человек. Европейские страны весьма неоднородны по природным условиям, по величине и объему природно-ресурсного потенциала.
В недрах Европы сосредоточено 12% мирового топливно-энергетического потенциала, в том числе 20% мировых запасов ископаемых углей; крупные запасы металлических руд (ртути, свинца, цинка и другие), самородной серы, калийных солей и ряда других видов полезных ископаемых. Но почти все европейские страны в той или иной мере зависят от импорта сырья, особенно топливно-энергетического.
В недрах зарубежной Европы сосредоточены разнообразные полезные ископаемые. Некоторые виды минерального сырья образуют довольно крупные концентрации и могут полностью обеспечить потребности общеевропейского хозяйства (ископаемые угли, природный газ, ртуть, свинцово-цинковые руды, калийные соли, графит и др.). Однако большая часть минеральных ресурсов в Европе количественно незначительна и среди них – нефть, марганцевые и никелевые руды, хромиты, фосфориты. Поэтому Европа в больших количествах импортирует железную и марганцевую руды, олово, никель, урановые концентраты, медь, вольфрам и молибден, бокситы, нефть. Потребность в минеральном сырье для промышленности Европы продолжает неуклонно возрастать, хотя масштабы европейского потребления и переработки полезных ископаемых намного превышают ее удельную сырьевую обеспеченность.
Европа в целом сосредоточивает в своих недрах около 1/5 мировых запасов углей, значительные ресурсы природного газа, но Италия, Швеция, Франция, Испания, Швейцария или полностью лишены этих видов топлива, или обеспечены ими недостаточно. Великобритания вынуждена импортировать бокситы, руды цветных металлов; Германия – железную руду, природный газ, нефть.
Территория Европы располагает благоприятными климатическими ресурсами для выращивания многих сельскохозяйственных культур. На территории Европы возможно выращивание широкого набора культур умеренного и субтропического поясов: скороспелых зерновых, овощей и травосмесей – на севере, а на юге – оливы, цитрусовых и даже хлопчатника.
Сухопутная площадь Европы (без водоемов) невелика – 473 миллионов га, из которых 30% (140 миллионов га) распахано, на 18% территории (84 миллионов гектаров) выпасается скот, 33% (157 миллионов гектаров) покрыто лесами, а остальная поверхность – 92 миллионов гектаров (19%) – занята населенными пунктами, транспортными магистралями, горными разработками, скальными выходами, ледниками.
Современная структура использования земельного фонда Европы складывалась на протяжении многих столетий, поэтому она отражает особенности исторического развития хозяйства этой части света.
Земледельческое освоение территории на севере, в центре и на юге Европы существенно различается. Самый высокий коэффициент земледельческого использования (КЗИ) в Румынии, Польше, Венгрии, на востоке Германии, Дании – более 80%. На западе Средней Европы распаханных земель меньше: на западе Германии и во Франции – 50%, в Великобритании – 40, в Ирландии – всего 17% сельскохозяйственного фонда. На субтропическом юге, где равнин мало, пашни занимают всего 1 / 3 земель, используемых в сельском хозяйстве. Например, в Италии плантации занимают до 17% всех сельскохозяйственных земель, в Испании – 16%, в Португалии – 14%.
Резервов для расширения площади пашни в зарубежной Европе немного, по обследованию ФАО – всего 6 млн. га.
Природные воды – один из важнейших и дефицитных природных ресурсов Европы. Население и различные отрасли хозяйства используют огромные объемы воды, и размеры водопотребления продолжают увеличиваться. Качественное ухудшение вод, обусловленное бесконтрольным или слабо контролируемым хозяйственным использованием, – основная проблема в современном водопользовании в Европе.
Общие запасы воды, сконцентрированные на поверхности или в недрах Европы, довольно значительны: их объем приближается к 1 600 тысяч кубических километров.
Современное хозяйство европейских стран ежегодно забирает из водных источников для нужд промышленности, сельского хозяйства и для водоснабжения населенных пунктов около 360 кубических километров чистых вод. Потребность в воде и воде потреблении неуклонно возрастает по мере роста населения и развития экономики. По расчетам, только в начале XX в. промышленное водопотребление увеличилось в Европе в 18 раз, значительно опередив по темпам роста производство валового национального продукта.
Страны Европы располагают достаточно высоким агроприродным потенциалом, так как размещаются в умеренном и субтропическом географических поясах, обладают благоприятными термическими ресурсами и влагообеспеченностью. Но повышенная плотность населения, свойственная Европе во все исторические эпохи, способствовала давнему и интенсивному использованию природных богатств Невысокое плодородие побудило европейцев обратить внимание на разработку различных способов улучшения почв и поднятия их естественного плодородия. Именно в Европе родилась практика искусственного улучшения химического состава почвенного покрова с помощью органических и минеральных удобрений, разрабатывались варианты систем севооборотов и другие агротехнические мероприятия.
Леса покрывают в зарубежной Европе 157,2 миллионов гектаров, или 33% ее территории. На каждого европейца в среднем приходится 0,3 гектара леса (в мире эта норма составляет 1,2 га). Длительная история хозяйственного освоения европейских земель сопровождалась интенсивным сведением лесов. Лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе почти не сохранилось.
Эксплуатационных лесов в Европе 138 миллионов гектаров с ежегодным приростом 452 миллиона кубических метров. Они выполняют не только производственные, но и средозащитные функции. По прогнозам ФАО и ЕЭК ООН, объем лесодобычи в 2000 году в Европе достигнет 443 миллиона кубических метров.
Европа – единственная часть света, на которой в последние десятилетия площадь лесов увеличивается. И это происходит невзирая на высокую плотность населения и на жестокий дефицит продуктивных земель. Давно осознанная европейцами необходимость предохранять свои весьма ограниченные земельные ресурсы и плодородные почвы от эрозионного уничтожения и регулировать паводковый сток выразилась в том, что были переоценены средозащитные функции лесных насаждений. Поэтому неизмеримо выросли по своей значимости почво– и водоохранная роль леса, его рекреационное значение.
Европа располагает густой воднотранспортной сетью (судоходными участками рек и каналами) обшей протяженностью свыше 47 тысяч километров. Сеть водных путей достигла во Франции почти 9 тысяч километров, в Германии – более 6 тысяч км., в Польше – 4 тысяч км., в Финляндии – 6,6 тысяч километров.
Самая крупная река Европы – Дунай; она пересекает территорию восьми государств и ежегодно перевозит свыше 50 миллионов тонн грузов. Его водосборный бассейн отличается сложностью в климатическом и морфологическом отношении. Наиболее труднопроходимым был отрезок Дуная в районе прорыва Карпат. В начале 70-х годов был построен комплексный гидроузел Джердап (плотина, две ГЭС и судоходные шлюзы), улучшивший транспортные возможности реки.
Река Рейн, пересекающая территорию пяти государств, является основной транспортной артерией Западной Европы. Рейн и его притоки проходят через крупные индустриальные центры Германии (Северный Рейн – Вестфалия, Франкфурт-на-Майне и др.), Франции, Швейцарии, поэтому грузоперевозки по реке превышают 100 миллионов тонн в год.
Существует транс-европейская система судоходных каналов, связывающая между собой реки Среднеевропейской равнины – Буг, Вислу, Одру, Эльбу, Везер.
Процесс формирования экономики Европы начался в 1950 году, когда шесть европейских государств объединились с целью создания Европейского объединения угля и стали. Семь лет спустя эти же государства решили развить более тесную совместную деятельность, сотрудничая в различных сферах экономики. В результате принятого решения и многостороннего сотрудничества было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Таблица 14.1.
Учреждение Европейского союза*
Страны | Население | Территория (км²) | ВВП (млрд. $) | ВВП на человека ($) |
Бельгия | 9 052 707 | 30 528 | 58,316 | 6 442 |
Италия | 49 476,000 | 301 336 | 265,192 | 5 360 |
Люксембург | 310 291 | 2 586 | 2,938 | 9 469 |
Нидерланды | 11 186 847 | 41 526 | 83,351 | 7 451 |
Франция | 44 788 852 | 674 843 | 312,966 | 6 988 |
ФРГ | 54 292 038 | 248 717 | 400,554 | 7 378 |
ЕС-6 (1958) | 169 106 736 | 1 299 536 | 1 123,317 | 6 643 |
Со вступлением в силу Маастрихтского договора в 1993 году меняет свое название на Европейский Союз (ЕС) и Европейское Сообщество, тем самым, определяя расширенные рамки сотрудничества между странами Европы. С момента подписания Договора о Европейском Союзе и постепенного процесса расширения - число стран-участниц Европейского Союза возросло до двадцати пяти. В 2004 году произошло крупнейшее в истории Европейского Союза расширение. В ЕС были приняты десять новых европейских государств, в том числе и Латвия.
Процесс интеграции Европы еще не окончен, идет постоянное развитие и сотрудничество между государствами Европейского Союза. С 1 января 2002 года 12 государств ЕС в наличных денежных расчетах используют единую европейскую валюту – евро. Несмотря на то, что крупнейшее расширение ЕС уже произошло, принятие новых стран-участниц в Европейский Союз продолжается. В 2007-м году планируется вступление в ЕС Болгарии и Румынии. Однако подчеркивается, что принятие этих государств в Европейский Союз может быть отложено на год, в случае медленного введения необходимых реформ для членства в ЕС.
Весной 1950 года в Европе сложилась непростая политическая ситуация. В холодной войне между Востоком и Западом наметилась угроза вооруженного конфликта. Хотя со дня окончания Второй мировой войны прошло только пять лет, до полного примирения бывших противников было еще далеко. Европа должна была решить для себя важный вопрос – как избежать ошибок прошлого и заложить основы продолжительных мирных отношений между народами, которые еще так недавно воевали между собой? Решение проблемы лежало в установлении новых отношений между Францией и Германией. Благоприятное сотрудничество и крепкие связи будущего для свободных европейских государств
Государственный деятель Франции Жан Моне (Jean Monnet), имеющий значительный опыт в дипломатии и миротворчестве, представил свой план Министру иностранных дел Франции Роберту Шуману (Robert Schuman) и канцлеру Германии Конраду Аденауэру (Konrad Adenauer). План предусматривал создание единого рынка угля и стали, подчиненного независимым структурам власти, создавая, таким образом, общую сферу интересов Франции и Германии. Объединение двух важнейших промышленных отраслей, необходимых для производства оружия, привело бы к невозможности возникновения войны между обоими государствами. Это предложение, официально выдвинутое Францией 9 мая 1950 года, было единогласно поддержано Германией, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом.
Договор о создании Европейского сообщества угля и стали (ЕСУС), подписанный в апреле 1951 года, заложил основу для развития Европы и, в последствие, Европейского Союза.
Каждый год 9 мая отмечается день Европы. Эта дата была выбрана в 1986 году в память о принятии декларации от 9 мая 1950 года.
В 1950 году благодаря плану Шумана были заложены основы Сообщества с полномочиями принятия решений в отношении производства угля и стали. Возникло мнение, что подобное сотрудничество можно было бы развивать и в других направлениях. Так как все шесть государств-участниц ЕСУС приоритетным считали экономическую интеграцию, было принято решение расширить сотрудничество и в других сферах экономической деятельности для создания единого рынка.
Договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был подписан 25 марта 1957 года в Риме. Это ознаменовало начало нового этапа в процессе интеграции Европы. Договор предусматривал создание новой институции и процедуры принятия совместных решений с целью продвижения национальных интересов к единой цели. Римский договор вступил в силу 1 января 1958 года.
1 августа 1968 года были ликвидированы последние барьеры между странами-участницами и введены единые таможенные налоги на импорт из-за границы ЕЭС. Свою деятельность начал Таможенный союз.
Отмена таможенных налогов привела к значительным достижениям: объем торговли между странами ЕЭС с 1958 по 1970 года вырос в шесть раз, а объем торговли с другими странами мира утроился. Национальный валовой продукт государств ЕЭС вырос на 70%. Впервые европейским производителям стал доступен широкий рынок континента подобно тому, как это было в США. С открытием границ предприятия ЕЭС смогли полностью использовать появившиеся возможности, а жители стран ЕЭС – оценить практическую выгоду от интеграции Европы, так как с увеличением объема товаров, ввозимых из других стран ЕЭС, появилась возможность выбора из более широкого ассортимента товаров.
Любое государство Европы может присоединиться к ЕС, если оно готово принять принципы и взять на себя обязательства, оговоренные в учредительных договорах. Для присоединения к ЕС государство должно отвечать следующим основным требованиям: оно должно находиться на Европейском континенте и быть правовым государством со свободной рыночной экономикой и демократическими принципами управления.
В 1973 году произошло первое расширение ЕЭС, посредством принятия в члены сообщества Дании, Ирландии и Соединенного королевства. В 1981 году - вторая очередь расширения, к сообществу присоединилась Греция. Португалия и Испания присоединились к сообществу в 1986 году, в третью очередь расширения. В 1995 году Австрия, Финляндия и Швеция также стали членами ЕС. 1 мая 2004 года произошло крупнейшее расширение в истории ЕС. В Союз были приняты десять новых государств Центральной и Восточной Европы – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. 1 января 2007 года странами-участницами ЕС стали Болгария и Румыния.
С 7 по 10 июня 1979 года жители ЕЭС отправились на избирательные участки, чтобы впервые напрямую выбрать своих депутатов в Европейский парламент. С 1979 года прямые выборы в Европейский парламент проводятся раз в пять лет. Впервые в Латвии выборы в ЕП прошли 12 июня 2004 года.
Европейскому парламенту отведена важная роль в структуре институтов ЕС. Это единственный институт, представители которого избираются путем прямых выборов. Полномочия Европейского Парламента постепенно расширяются – на заре становления ЕЭС Европейский Парламент был вправе только консультировать, тогда как сейчас, равносильно Совету ЕС, он принимает участие в принятии решений во многих областях. В Договоре о Европейской конституции (далее по тексту – Конституционный договор) предусмотрены еще более широкие полномочия ЕП.
В конце шестидесятых годов страны ЕЭС отменили таможенные налоги и множество взаимных количественных ограничений. Тем не менее, до истинного общего рынка было еще далеко. Различные национальные стандарты и правила тормозили развитие свободной торговли почти также сильно, как таможенные налоги и квоты на импорт.
В 1985 году Европейская комиссия предложила план создания общего рынка, в результате чего был подписан Единый Европейский акт, определяющий введение с 1 января 1993 года четырёх основных свобод – свободного движения товаров, людей, услуг и капитала на территории ЕЭС.
Единый Европейский акт объединил создание общего рынка с экономическими принципами и принципами социальной солидарности. Чтобы помочь отсталым регионам и регионам, пострадавшим от технологических перемен и индустриальной реструктуризации, были разработаны мероприятия региональной политики. Предусматривалось содействие сотрудничеству в области исследований и развития с целью убедиться, что уделяется достаточное внимание социальным масштабам общего рынка. Единый Европейский акт укрепил демократию ЕЭС и наделил Европейский парламент новыми полномочиями в принятии решений.
В ноябре 1993 года вступил в силу Договор о Европейском Союзе, подписанный в Маастрихте 7 февраля 1992 года. В нём ясно определена цель стран-участниц - быть не только экономическим сообществом, но также содействовать более тесному политическому сотрудничеству и создать Европейский Союз, который охватывал бы и другие области деятельности.
Наиболее заметные изменения для жителей ЕС, предусмотренные Маастрихтским договором, касались создания Экономического и монетарного союза, а также введение единой валюты ЕС - евро. Введение евро являлось значительным политическим шагом – евро является наиболее примечательным символом Европейского Союза.
17 июня 1997 года руководители государств и правительств договорились о заключении нового договора – Амстердамского договора.
Основными целями Амстердамского договора являются:
- усиление значения политики занятости и прав граждан;
- отмена оставшихся барьеров свободного передвижения граждан и гарантии безопасности на территории ЕС;
- сделать голос Европы более весомым при решении глобальных вопросов;
- в преддверии процесса расширения способствовать созданию более эффективной структуре институций ЕС.
Подписанием Ниццского договора в 2000 году закончилась межправительственная конференция, целью которой было разработать план продолжения эффективной деятельности институтов ЕС в контексте расширения. Ниццский договор, также как и Амстердамский, не является самостоятельным основным договором, – этот договор внес изменения в учредительный договор Европейского Союза и в Договор о Европейском Союзе. Ниццский договор (с приложениями) является существенным для Латвии, так как определил процедуру принятия стран-кандидатов, а также внёс изменения в институтах ЕС после планируемых расширений в 2004 и 2007 годах. В Ниццском договоре также определено число представителей от Латвии в органах управления ЕС.
Ниццский договор вступил в силу 1 февраля 2003 года после ратификации всеми странами- участницами ЕС.
29 октября 2004 года в Риме руководители стран-участниц ЕС подписали Конституционный договор (официальное название – Договор о Конституции для Европы).
Одна из целей подготовки Конституционного договора – сделать ЕС понятнее для своих граждан. Для понимания принципов работы Европейского Союза необходимо ознакомиться с огромным количеством договоров. За последние пятнадцать лет истории Союза в Европейские договора были внесены изменения, которые значительно изменили сущность организации. На начальном этапе ЕС образовывали шесть стран, в настоящий момент в него входят 27 государств, в том числе и Латвия. В этой связи, для достижения успешного функционирования Союза, стал актуальным вопрос пересмотра институционального устройства ЕС.
Конституционный договор – это документ, который содержит основные положения деятельности ЕС. Эти положения отвечают на ряд вопросов: как осуществляется деятельность учреждений; как действует принцип разделения властей; какие средства используются для осуществления той или иной политики; какие ценности защищает ЕС; каковы основные права граждан. Предусматривается, что Конституционный договор заменит существующие Европейские договора.
Конституционный договор был подготовлен в открытом и демократическом процессе. Проект Конституционного договора был разработан Конвентом, в котором сотрудничали 105 участников, из них 72 - являлись депутатами национальных парламентов. В процессе становления Конституционного договора, в статусе наблюдателя участвовали, на тот момент, страны-кандидаты в ЕС, в том числе и Латвия. Конституционный договор вступит в силу только после ратификации всеми странами участницами ЕС. Ратификация проводится либо в парламентах стран-участниц ЕС, либо в ходе голосований жителей на референдумах. Конституционный договор был отклонён во время референдума гражданами двух стран – Франции и Нидерландов. Учитывая возражения жителей, главы стран-участниц ЕС пришли к соглашению, что конечный срок вступления в силу Конституционного договора не установлен. Каждое государство само должно было принять решение о дате ратификации договора. Вопрос о его дальнейшей судьбе появился в повестке дня с началом председательства Германии в Совете ЕС в первой половине 2007 года. Вместе с тем была выдвинута задача к июню 2007 года принять решение о дальнейшем ходе и временных рамках процесса ратификации Конституционного договора.
Таблица14.2
Расширение2007-го года
Страны | Население | Территория (км²) | ВВП (млрд. $) | ВВП на человека ($) |
Болгария | 7 761 000 | 111 002 | 62,29 | 8 026 |
Румыния | 22 329 977 | 238 391 | 204,4 | 9 153 |
Вступающие | 30 090 977 | 349 393 | 266,69 | 8 863 |
Участники (2007) | 464 205 901 | 4 104 844 | 12 170,11 | 26 217 |
ЕС-27 (2007) | 494 296 878 (+6,48 %) | 4 454 237 (+8,51 %) | 12 436,80 (+2,04 %) | 25 160,59 (-4,03 %) |