Концепции глобальной экономической системы

Классификация теорий развития мировой экономики

Теории развития мировой экономики различаются:

по движущим силам, представляющим, по мнению их авторов, основу развития мировой экономики;

по качественным характеристикам, определяющим стадии, периодизацию роста.

В отдельный класс можно выделить частичные технологически-факторные теории.

Их авторы опираются на какой-то один, обычно технологический или природный элемент развития, который предлагается принять за универсальный движитель мирового экономического развития. Конечно, весьма заманчиво объяснить все с единых и очень простых позиций, однако, по-видимому, развитие сложных систем вообще, и экономики в частности, подчиняется более сложным закономерностям, связующим целый комплекс факторов развития. Тем не менее, каждая из частичных технологически-факторных теорий принесла известную пользу для создания общей картины развития. Рельефно выделяя некоторый ведущий элемент развития, они подчеркивают его важность в системе факторов и дают основания для его включения в более общие теории экономического развития.

Одна из первых технологических теорий была предложена в работе Л. Моргана “Древнее общество”. В ней каждая из описанных семи стадий эволюции человечества связывалась с определенной технологической инновацией — овладением огнем, изобретением лука и т.д. Влияние этой теории на последующие, включая марксизм, весьма ощутимо.

Продолжением чисто технологического подхода стали энергетические теории, связывающие экономическое развитие человечества с освоением новых форм энергии: огонь, пар, электричество, термояд. Сейчас эти теории модифицируют, вводя в рассмотрение ограниченность источников энергии и экологические ограничения их использования.

В различных модификациях существует теория природных факторов, объясняющая генезис и эволюцию экономических систем исходя из имеющихся природно-климатических ресурсов. В этих теориях технологическое и культурное развитие нации обосновывается ее географическим положением, климатическими особенностями и даже рельефом местности. Например, технологические успехи и экономическое могущество Англии и ее бывших колоний объясняются чрезвычайно сложным рисунком ее побережья, протяженность которого, кстати, намного больше, чем длина побережья США. Точно так же изощренная итальянская культура вызвана к жизни, по мнению авторов этих теорий, изысканными горными и прибрежными пейзажами Италии. Нам, жителям равнин, эти теории представляются довольно спорными и ограниченными.

Начиная с Мальтуса, многие ученые пытаются объяснить экономическое развитие демографическими факторами. Русский ученый М. Ключевский утверждал, что народонаселение — это вообще главный двигатель экономики. Действительно, все та же маленькая Англия сумела овладеть половиной мира за короткий срок своего невероятно мощного демографического рывка XVI–XVII веков (ведь еще в XV веке население одного только Парижа было больше, чем все население Англии). Но что здесь причина, а что следствие, неясно — то ли демографический рывок дал импульс к массовым переселениям в Новый свет, то ли технологическое и экономическое развитие вызвало сам этот демографический взрыв. Однако очевидно, что демографический фактор является одним из важнейших.

К демографическим тесно примыкают теории, объясняющие развитие совершенствованием аграрных технологий и соответствующим увеличением продовольственных ресурсов. Этим же, отчасти справедливо, объясняют демографические изменения. Действительно, именно переход к землепашеству в неолите дал первый в истории человечества демографический всплеск, а “зеленая революция” XX века обеспечила возможность бурного роста народонаселения в наши дни.

Целый ряд теорий в различных вариантах выводят на передний план коммуникационно-информационные факторы.

Л. Мечников предложил принять в качестве основного фактора, определяющего развитие, водные пути сообщения. По его мнению, история человечества в зависимости от использования тех или иных водных путей делится на: «речной» период, соответствующий в традиционной классификации Древнему миру; «морской» период (Средние века) и «океанический» период (Новое и Новейшее время). Вот так — оригинально и просто.

Постепенно пальма первенства стала переходить к технологиям связи. Выстраивается такая цепочка эволюции транспортно-коммуникационных технологий: дороги, железнодорожный транспорт, самолет; почта, телеграф, телетайп, телефакс, электронные сети. Наконец, в конце XX века стал преобладать информационный фактор. Многие ученые, например канадец Мак-Люэн, объясняли развитие общества совершенствованием информационных технологий — от появления обычной человеческой речи через печатный станок к компьютерам и Интернету.

Сейчас модны финансовые теории, основывающие всеобщее развитие на изменениях в финансовых технологиях от первых менял до современного компьютерного банкинга. Среди них есть довольно оригинальные. Например, американский исследователь Ч. Адамс все крупные события истории — распад Римской империи, падение испанского владычества, американскую войну за независимость, Великую французскую революцию — объясняет недовольством людей существовавшей налоговой системой и необходимостью налоговых инноваций.

К. Бюхер предложил, так сказать, маркетинговую теорию. За основу в ней взята продолжительность пути от производителя до потребителя. Отсюда выделяются стадии: замкнутого домашнего хозяйства, производящего для себя все необходимое, городского хозяйства, где производитель работает на заказ, и народного хозяйства с работой на неизвестный рынок.

Комплексные теории развития исследуют более или менее полную систему факторов и определяют стадийность развития по изменениям в их сочетании.

К ним идеологически примыкает важная для нас институциональная концепция М. Вебера, который соотносил прогресс с системой верований и, в частности, связывал подъем капитализма с протестантизмом.

Наиболее нам известна (и до боли в прошлом близка) марксистская теория, в соответствии с которой человечество постепенно проходит путь от одной экономической формации (устойчивой системы экономических взаимоотношений) к другой: первобытное общество, рабовладение, феодализм, капитализм и, конечно же, неизбежно, коммунизм. Движущими силами марксизм-ленинизм считал борьбу классов, на которые делилось население по его отношению к средствам производства. Противоборствующие классы представляют крайние позиции, в своей борьбе определяющие развитие. Исторический процесс объяснялся следующим образом: под влиянием технологических усовершенствований растут производительные силы (количественный фактор); постепенно им становится тесно в рамках существующих экономических отношений; класс, заинтересованный в дальнейшем развитии экономических сил и изменении экономических отношений, постепенно или лучше сразу (революционно) захватывает власть; происходит переход к новой формации (перерастание количества в качество) и так далее по спирали и неизменно вверх (отрицание отрицания). Маркс всю жизнь по духу был гегельянцем, хотя и сильно переиначил учение своего кумира юности.

Теория модификаций, так же как и марксизм, исходит из биполярной структуры всех существовавших в истории человечества обществ. Однако в этих полюсах находятся не классы, а группы консервативно или модернизаторски настроенных индивидуумов, управляющих развитием. В борьбе этих противоположностей и заложены постоянные стимулы к экономическому развитию. Здесь на передний план выводятся «человеческие механизмы» перемен в экономике и обществе. Борьба в недрах свойственной многим странам двухпартийной системы — когда одна из партий реформаторская, а другая консервативная — приводится как важное доказательство справедливости этой теории. В настоящее время концепция модификаций стала опираться на институциональную экономическую теорию. Внимание концентрируется на системе ценностей, на которые ориентируется экономическая деятельность человека.

Интересную и во многом парадоксальную теорию выдвинул наш соотечественник, сын двух известных поэтов ушедшего века, перенесший наследственное поэтическое восприятие мира в область науки — Л. Гумилев. В основе его теории развития лежит обобщенное и модернизированное понятие этноса. Гумилев дает оригинальную трактовку этого старого понятия: этнос — это большое сообщество людей, каждый из которых легко идентифицирует себя с ним и безошибочно отделяет своих от чужих. Ясно, что столь общее определение может относиться не только к национально однородным, но и вообще к любым самоидентифи ци ру ющимся группам. Этнос живет своей жизнью, проходя фазы, свойственные человеческому организму: рождение, рост, старение, умирание. (Эта идея заимствована в конечном счете у Гегеля.) Движущей силой в этносе являются пассионарии — личности, наделенные повышенной, заложенной генетически жаждой власти и деятельности. В этносе им противостоят группы, тяготеющие к более спокойной жизни. Уровень пассионарности определяет стадию развития этноса, возраст которого Гумилев в среднем оценивает в 1000 лет. На базе умирающего этноса может возникнуть новый. Этносы образуют суперэтносы, взаимодействие которых и порождает исторический процесс. Получается довольно стройная картина. Не особенно убедительным, правда, выглядит первичная подзарядка этноса пассионарностью. Автор не нашел ничего лучшего, как приписать пассионарность воздействию некоего космического излучения, создающего массовые генетические мутации в направлении пассионарности в определенном географическом поясе, подвергшемся облучению. Этот элемент существенно портит оригинальную и увлекательную теорию.

Весьма интересной представляется концепция В. Ойкена о “хозяйственных порядках”. Он считал, что существуют два типа чистых “идеальных” экономических систем — централизованно управляемая и рыночная. Каждый из этих типов характеризует шесть основных параметров: “потребности, природа, труд по руководству и исполнению, техническое знание, запасы готовых и созревающих благ, социальная и правовая организация хозяйства”. Фиксируя определенные со четания этих параметров, можно получить чистые формы, число которых невелико, но все реально существующие хозяйственные порядки получаются как сочетание этих чистых форм, и их число уже огромно. Таким образом, вновь реализуется идея создания в сфере экономических систем некоторого подобия ма тематической системы координат с базисом, соответствующим чистым формам.

Теория цивилизаций, под которыми понимаются совокупности родственных народов, объединенных общностью культуры, исторической судьбы, экономических и социально-политических отношений, связывает процессы развития с модификациями цивилизаций в ходе исторического процесса и сменой лидирующих цивилизаций.

Эта теория была выдвинута Н. Данилевским (1869), развита О. Шпен глером (1918) и детально разработана известным английским историком А. Тойнби (1934-1961), который подробно описал 21 цивилизацию трех поколений. Всего существовало около 30 цивилизаций, большая часть из которых погибла, ибо цивилизации, как и «гумилевские» этносы, рождаются, живут и умирают. Первые локальные цивилизации возникли, как известно, в III-I тысячелетиях до нашей эры в Средиземноморье, Двуречье, Индии и Китае. Затем они распространились практически на весь населенный мир. Во II тысячелетии нашей эры лидерство перешло к западной цивилизации. К середине XX века, по Тойнби, осталось пять великих цивилизаций третьего поколения: «западная», «православно-христианская» (Юго-Восточная Европа и Россия), «исламская», «индуистская» и «дальневосточная».

Продолжатель цивилизационной теории С. Хантингтон (1998) выделяет следующие современные цивилизации: «западную», «латиноамериканскую», «исламскую», «китайскую», «индуистскую», «православную», «буддистскую» и «японскую». Эти цивилизации имеют различный и быстроизменяющийся удельный вес в валовом мировом продукте (ВМП) (см. таблицу2.1.).

Таблица 2.1.

Цивилизации Удельный вес в ВМП
1950 г. 1970 г. 1980 г. 1992 г.
«Западная» 64,1 53,4 48,6 48,8
«Православная» 16,0 17,4 16,4 6,2
«Китайская» 3,3 4,8 6,4 10,0
«Исламская» 2,9 4,6 6,3 11,09
«Индуистская» 3,8 3,0 2,7 3,5
«Японская» 3,1 7,8 8,5 8,0
«Латиноамериканская» 5,6 6,2 7,7 8,3
Источник: Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999. С. 946.

Данные таблицы наглядно свидетельствуют об очевидной тенденции снижения доли «западной» и «православной» цивилизаций в валовом мировом продукте, в то время как «китайская», «исламская» и «японская» цивилизации явно наращивают свой потенциал.

Нам, детям XX века, жизнь, поступательное движение и научно-технический прогресс представляются абсолютно естественными. Но ведь так было не всегда. Были не только неизмеримо большие по длительности, чем периоды развития, эпохи застоя, но и заметные несомненные откаты, отступления от уже завоеванных человечеством позиций. На смену цветущих некогда цивилизаций не раз в истории приходило варварство. Возникает мысль: что, если именно такие возвраты назад, а не непрерывное поступательное движение являются общей закономерностью? Такой точки зрения придерживаются сторонники теории исторических круговоротов, родоначальником которой можно считать итальянца Д. Вико, выдвинувшего концепцию о развитии всех народов по циклам — историческим кругам. Э. Мейер также придерживается взгляда на историю человечества, как на систему замкнутых циклов, например Древний мир, Средние века. При этом в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, одновременно свободного, наемного и принудительного труда.

Попытаемся теперь систематизировать вышеупомянутые теории.(таблица 2.2)

теории факторы и движущие силы развития
Частичные технологически-факторные теории
Теория технологических инноваций Новые технологии – овладение огнем, изобретение лука и т.п.
Энергетическая теория Освоение новых форм энергии – тепловой, электрической, ядерной
Теория природных факторов Природно-климатические ресурсы, географическое положение
Демографическая теория Численность и структура народонаселения
Аграрная теория Новые аграрные технологии, увеличение продовольственных ресурсов
Теория водных путей сообщения Вид основных водных коммуникаций – речных, морских, океанических
Теория технологий связи Ведущие технологии связи – почта, телеграф, телефон, электронные сети
Теория информационных технологий Эволюция информационных основ (речь, печатный станок, Интернет)
Финансовые теории Развитие финансовых технологий и системы налогообложения
Маркетинговая теория Путь от производителя к потребителю
Институциональная концепция Вебера  

Мировое хозяйство как глобальная система является категорией исторической, развивающейся и динамической. Его эволюция, переход из одной фазы развития в другую выдвигала на передний план теоретические концепции, объясняющие эти изменения. Исторически мировое хозяйство рассматривалось как система национальных хозяйств или определенных их групп. Поэтому в внимания анализа многих концепций находится положение национальных хозяйств в мировой системе. Общая посылка этих теорий состоит в том, что национальные хозяйства занимают в мире неравное положение. В число ведущих концепций глобальной системы входят теории империализма и неоимпериализма, модернизации и неоэволюционизма, теории зависимости, стадий роста, теории мировой системы, способов производства, взаимозависимости, партнерства.

1.Теории империализма и неоколониализма объясняют структуру мира как борьбу между ведущими государствами за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния. Под империализмом понимается та стадия развития, «когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (В.И. Ленин). Основателями теории империализма являются О. Бауэр, Р. Гильфердинг, В. Ленин. Теория имеет несколько направлений, в частности, социал-либеральную, представителем которой был Дж. Гобсон, исследовавший процессы в Британской империи.

Марксистская теория империализма оказала влияние на многие мировые теории. После крушения колониальных империй популярность теории империализма сократилась. Тем не менее, если империализм — проявление экспансии капитала, а не просто система колониального подчинения, то тогда некоторые формы экономического империализма могут существовать и после распада колониальных империй.

2.Теория модернизация исходит из того, что все существующие в истории человеческие общества биполярны. Теория базируется на различиях в понимании традиционного и современного. Она связывает переход к современному экономическому росту с духовными ценностями, а не только с материальным интересом, с переходом социальной структуры к ее мобилизационному типу. Традиционные общества управляются индивидами, которые не подготовлены к новшествам, а современные общества управляются индивидами, обращенными вовне, которые применяют новые идеи и вещи под влиянием рационального мышления и практического опыта.

Теория модернизации представляет собой попытку теоретически раскрыть человеческие механизмы и социально-структурные процессы, которые влекут за собой внутренние перемены, обусловливающие переход различных обществ к современному виду и внутренние особенности возникающего социального устройства. Она охватывает различные аспекты культурно-политического и экономического развития, социальной и психологической мобилизации, интерпретируемые как самостоятельные тенденции развития, действующие в общем русле изменений международных взаимосвязей. Теория заменила такие понятия, как «европеизация», «американизация» или «западничество», потеснила этноцентристские представления о прогрессе. Методологическими предпосылками теории модернизации являются взгляды М. Вебера, Т. Пирсона, Ш. Эйзенштада. В частности, немецкий социолог М. Вебер пытался связать подъем капитализма с протестантизмом и показать, как системы других верований препятствуют подъему современного общества.

В настоящее время концепции модернизации делают акценты на отдельных аспектах общественно-экономической динамики, изменений в обществе. Целый ряд исследователей понимает под модернизацией создание такого общественного и социального климата, в котором увеличение производства на душу населения становится нормой. При этом важны не только количественное увеличение производства, но и изменения в системе ценностей, на которые ориентирована производственная деятельность человека. В рамках институционализма модернизация рассматривается прежде всего как структурная перестройка социально-экономического организма развивающихся стран (Г. Мюрдаль).

В последние годы теория модернизации имеет небольшое распространение. Различия между традиционным и современным теоретически трудно использовать в связи с тем, что за традиционным и современным может стоять материальный интерес, также как и современные подходы к ценностям. Теория снижает роль классов или групп интересов, которые содействуют или тормозят развитие, не учитывает многие противоречия. Она содержит непоследовательности, обычно присущие объяснениям, основанным на индивидуальных характеристиках.

Теорию модернизации часто объединяют сконцепцией неоэволюции, которая придерживается исторического подхода в анализе традиционных и современных обществ. Концепция неоэволюции исходит из того, что современное общество развивается от традиционного через процесс социальной дифференциации. Современные общества социально и институционально дифференцированы по аналогии с биологическими организмами, которые развиваются от простейших к относительно сложным, от «низшего» полюса к «высшему». В отличие от эволюционизма XIX в. неоэволюционизм отрицает линейную догму и утверждает, что существует много путей от традиционного к современному. Вместе с тем эта концепция содержит сильное допущение о том, что капиталистический путь через плюралистическую демократию, как в США и Западной Европе, является лучшей и наиболее эффективной из альтернатив, т.е. отождествляет модернизацию и вестернизацию.

Теории модернизации и неоэволюционизма доминировали в первой половине XX в. В соответствии с их логикой новые нации автоматически пополняют семью развитых стран после проведенных в них преобразований. С 50-х годов предложенные западными учеными схемы модернизации стали вызывать нарастающий скептицизм, поскольку сильно расходились с реалиями в освободившихся и колониальных странах. С развитием антиимпериалистической борьбы в странах Азии и Африки в 60-е годы другие концепции бросили вызов функциональной ортодоксии.

3. В 60—70-е годы наиболее влиятельной концепцией развития глобальной системы былатеория зависимости или, точнее, — метатеория зависимости. Метатеория зависимости и периферийного развития была выдвинута группой латиноамериканских экономистов и социологов. Ее основатель — известный аргентинский экономист Р. Пребиш. В тот период под влиянием кубинской революции 1959 г. теряли влияние доктрины национального капитализма и интегральной модернизации, сторонники которых призывали массы к жертвам во имя созидания на национальной и независимой основе «идеального рыночного общества», свободного от недугов развитых капиталистических стран.

Метатеория делится на три направления: зависимой неразвитости, зависимого развития и воспроизводства зависимости. Ее исходный момент — посылка о том, что капиталистическая система в мировом масштабе одновременно порождает экономическое развитие и слаборазвитость на международном, национальном и локальном уровнях. Приверженцы концепций зависимой неразвитости утверждают, что капиталистическая система активно способствует недоразвитости развивающихся стран и что истинное развитие невозможно, пока эта система существует. Так, А. Франк указывал, что метрополия присваивает экономический избыток своих сателлитов и использует его для собственного развития. Сателлиты же остаются слаборазвитыми, поскольку не имеют доступа к своему же избытку, а также вследствие поляризации общества и эксплуататорских противоречий, вносимых и поддерживаемых метрополией внутри страны-сателлита. Сочетание этих противоречий стимулирует процесс развития метрополий и обусловливает процесс «субразвития» сателлитов.

Схема «сателлизации» по существу была построена на модели линейной зависимости, что приводило к абсолютизации зависимости между странами. Она закрывала теоретическую сферу для объяснения роста и развития, даже ограниченного, которое происходило в ряде развивающихся стран. Определенным выходом из этого стала концепция о воспроизводстве или изменении зависимости, которая предполагает, что некоторые страны мировой периферии или их секторы хозяйства, бывшие в сильной зависимости, могут выйти из этого состояния. В основном данная концепция рассматривает стратегии развития как субсидируемые из-за рубежа. Цену, которую платит тот или иной сектор хозяйства (государств) за преодоление зависимости, в долгосрочном плане не стоит этого. Например, международная помощь тому или иному производителю развивающейся страны может укрепить его положение на мировых рынках в производстве, скажем, минералов или промышленной продукции, но она может и обострить валютное положение страны вследствие увеличения импорта машин и технологии, что приведет к большей зависимости, к ее воспроизводству на новом уровне.

4. Параллельно с теорией зависимости, но отдельно от нее выступаетконцепция мировой системы, выдвинутая И. Валерштайном. Основываясь на динамичном изменении разделения труда, он делит мир на центральные (мировые ядра), периферийные и полуферийные страны. Большое место в ней уделено анализу стран полуферии, к которым были отнесены отдельные развитые и социалистические страны — Ирландия, Португалия, Балканские страны, бывший СССР. Эта концепция определяет зависимое развитие стран полуферии внутри орбиты мировой системы на основе международного разделения труда, которое создает возможности для международной фрагментации производственного процесса. В эти страны обычно перемещаются те производственные процессы, которые обслуживаются дешевой, малоквалифицированной рабочей силой.

Концепция содержит также положение о государственной зависимости, согласно которому разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы.

Концепция мировой системы также тесно связана с теорией нового международного разделения труда (НМРТ) Ф. Оробела, которая обращает внимание на последствия изменений в глобальной производственной стратегии ТНК за последние десятилетия. Сторонники НМРТ также делят мировую систему на центр, периферию и полуферию, в которых разделение труда включает максимализацию прибыли ТНК и решение проблем ведущих промышленных стран. Они не видят перспектив настоящего развития развивающихся стран, но обращают внимание на изучение интересов различных групп стран.

5. В 60-е годы получила известностьконцепция стадий роста У. Ростоу, рассматривающая развитие стран по стадиям. Общество по уровню экономического развития делится на несколько категорий: традиционное общество; период предпосылок или переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество подъема или сдвига; зрелое или индустриальное общество; общество высокого уровня массового потребления.

Стадия подъема характеризуется окончательным преодолением старых традиционных устоев, препятствующих устойчивому росту. Силы экономического прогресса занимают доминирующие позиции в обществе: уровень сбережений и накоплений может подняться с 5 до 10% национального дохода; новые отрасли развиваются быстро; в сельском хозяйстве распространяются рыночные отношения.

После подъема наступает длительный период устойчивого роста и циклического прогресса — переход к зрелости. Он продолжается примерно 40 лет. В это время промышленность, которая во время подъема базировалась на нескольких отраслях, становится комплексной.

Зрелость определяется как стадия, когда экономика способна перейти от традиционных отраслей к новым и эффективно использовать широкий спектр средств и ресурсов. Зрелое общество обеспечивает постоянное превышение выпуска продукции над ростом населения. Последняя стадия характеризуется тем, что главную роль начинает играть производство предметов длительного пользования и услуг.

Теория стадий роста индустриального общества сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного традиционного общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с массовым рыночным хозяйством. Главным критерием прогрессивности считается достигнутый уровень производства.

6. С середины 70-х годов проблематика мировой экономики все теснее увязывается с концепциямивзаимозависимости национальных хозяйств, которые основываются на интернационализации производства, на дифференцированном воздействии научно-технического прогресса на структурную перестройку. Проблема взаимозависимости и партнерства рассматривается на различных пересекающихся уровнях — глобальном, между центрами и периферией, внутри подсистем. Термин глобальная взаимозависимость был введен американским политологом С. Хоффманом, а концепция раскрыта Р. Купером. Рост взаимозависимости подвергает платежный баланс все более частым и сильным воздействиям извне, в результате чего правительства должны уделять все большее внимание проблеме сохранения внешнего равновесия, координировать использование всей совокупности инструментов, находящихся в распоряжении государств.

7. К началу 70-х годов утвердиласьконцепция равного партнерства. Более или менее законченное выражение эта концепция получила в докладе Л. Пирсона, подготовленного под эгидой Мирового банка для оценки стратегии отношений западных стран с развивающимися государствами. Она предполагала объединение политики помощи, торговли, инвестиций в единую стратегию, которая должна основываться на усилиях самих развивающихся стран. Концепция равного партнерства проповедует создание системы равной взаимозависимости развивающихся и западных стран, затушевывая при этом существующий громадный разрыв в уровнях развития двух подсистем мирового хозяйства.

Данная концепция нередко связывается с проблемами экономического роста, при этом нередко указывается, что не сбалансированный и разобщенный рост экономики приводит к острым проблемам мирового развития. Основной выход — в органическом росте мирового хозяйства, в разрешении проблем взаимозависимости подсистем и стран с различными уровнями социально-экономического развития. Это предполагает создание глобальной системы управления производственными ресурсами.

Трактовка органического роста сменила прежнюю концепцию развития — как перехода от традиционного производства к современному и роста в пределах индустриального общества на качественно иное развитие — как системное взаимодействие. Это направление указывает на необходимость долговременной структурной перестройки западных стран, сокращение разрыва между высоко развитыми и слаборазвитыми странами.