Электронный магазин

Состав показателей, который может быть рекомендован для оценки эффективности создания и внедрения, функционирования, а также сто­имостной (имущественной) оценки систем электронной коммерции, су­щественно отличается от комплекса аналогичных групп показателей, используемых в традиционной форме торговли. Это обусловлено раз­нообразными организационно-экономическими и технико-технологическпми особенностями, характерными для сети Интернет, в которой функционируют электронные магазины.

Показатели оценки эффективности электронных магазинов можно разделить на три основные группы:

1) показатели оценки эффективности создания (или, иначе, оценка эффективности инвестиционного проекта разработки электрон­ного магазина);

2) показатели оценки эффективности функционирования;

3) показатели оценки стоимости бизнеса (коммерции).

Сущность и содержание электронных платежей

Совершение любой сделки в бизнесе заканчивается денежными рас­четами по этой сделке. Расчеты представляют собой систему орга­низации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Платеж может производиться как наличными день­гами, так и безналичным путем (безналичные расчеты).

Банковские операции по переводу денежных средств для какой-либо цели получили название транзакция.

Транзакция — это последовательность сообщений, вырабатываемых участниками сис­темы и передаваемых от участника к участнику для обслуживания держателя карты. Она может осуществляться как в документарной форме (банковский перевод, инкассо, аккредитив), так и в электронной форме.

Транзакция имеет следующие основные свойства:

• неделимость (должны выполняться все составные операции или не выполняться ни одна из них);

• изолированность (независимость одной от­дельно взятой транзакции от другой);

• надежность (завершенная транзак­ция может восстанавливаться после сбоя, а незавершенная — отменяться);

• взаимодействие между держателем карты и субъектом, принимающим эти карты к обслуживанию (при этом происходит изменение состояния счета держателя карты).

Отличительная особенность электронных платежей состоит в том, что весь процесс платежа за купленный товар происходит через ком­пьютерную сеть (рис. 1).

Покупатель         Сервер продавца         Шлюз         Банк продавца
Браузер         Управление транзакцией         Преобразования         Авторизация и расчет

 

Рис. 1. Схема электронных платежей

Схема на рис. 10 показывает, что покупатель товара через браузер, т. е. через программное обеспечение, размещает заказ и инфор­мацию о способе оплаты товара (электронный чек, банковская кар­та и т. п.) на сервере продавца. Иногда страницы Web-сервера содержат поля формы заказа, которые покупатель может заполнить в своем броузере. С броузера информация передается на сервер про­давца, где она обрабатывается и добавляется к базе данных.

После поступления информации на сервер продавца программ­ное обеспечение этого сервера проверяет правильность заказа, про­водит аутентификацию и получает разрешение на перечисление денег из банка. Получение разрешения на перечисление денег, как правило, совершается через шлюз (программу для соединения двух сетей с различными про­токолами). Заключительным этапом системы электронного платежа явля­ется авторизация и расчет за покупку (т. е. перечисление денег со счета покупателя на счет продавца). Авторизация может быть голосовая (звонок по телефону) или проводиться с помощью терминала – специального устройства для ввода данных.

Система электронных платежей должна обладать: конфиденциальностью, надежностью и защищенностью информации (криптография и стеганография).

Аутентификация.

Аутентификация означает удостоверение в том, что другая сторона, участвующая в пла­тежах, на самом деле является той, за кого себя выдает. Это означает, что при расчете не наличными деньгами, а, напри­мер, банковской картой, продавец просит покупателя предъ­явить удостоверение личности с фотографией или же сравни­вает подпись покупателя с уже имеющимся образцом.

Авторизация.

Авторизация — проверка счета покупателя в банке. Авториза­ция позволяет продавцу определить, есть ли у покупателя не­обходимая сумма денег для оплаты стоимости покупки.

Система электронных платежей включает в себя следующие фор­мы расчетов:

1) банковская карта;

2) электронные чеки;

3) цифровые деньги;

4) электронные деньги.

 

Банковские карты (пластиковая карта)— это разновидность интеллектуальных карт, принцип действия которых состоит в том, что они хранят определенный запас информации. Носителем информации в них служит магнитная полоса или чип. Карта может служить пропуском в здание, для прохода через турникет, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением, при банковских расчетах и др.

 

Электронный чек представляет собой файл, в котором дается указание плательщика своему банку о перечислении денег. Электронный чек подается покупателем через электронную почту продавцу. Продавец предъявля­ет чек в банк и получает по нему деньги. После этого чек возвращает­ся покупателю (т. е. плательщику) и служит доказательством факта платежа. Продавец доставляет товар покупателю на дом.

Цифровые деньги есть электронный аналог бумаж­ных наличных денег. Цифровые деньги представляют собой комплект, т. е. набор купонов. Купоны — это цепочки цифр (бит), представляющие определенное количество денег. Банк, который эмитировал эти купоны, заверяет каждый купон циф­ровой подписью. Главная особенность цифровых денег, которые движутся от одного компьютера другому, состоит в том, что, подобно реальным наличным деньгам, они анонимны и могут использоваться многократно.

Электронные деньги— это перевод денежных средств со счета на счет, начисление процентов по вкладам и другие операции без участия бумажных носителей. Электронные деньги используются банками и крупны­ми фирмами, которые имеют разрешение на перечисление денежных средств от плательщика. Они могут доставляться электронной поч­той, или прямо по сети Интернет, а между банками – с помощью специальных банковских сетей.