Электронный магазин
Состав показателей, который может быть рекомендован для оценки эффективности создания и внедрения, функционирования, а также стоимостной (имущественной) оценки систем электронной коммерции, существенно отличается от комплекса аналогичных групп показателей, используемых в традиционной форме торговли. Это обусловлено разнообразными организационно-экономическими и технико-технологическпми особенностями, характерными для сети Интернет, в которой функционируют электронные магазины.
Показатели оценки эффективности электронных магазинов можно разделить на три основные группы:
1) показатели оценки эффективности создания (или, иначе, оценка эффективности инвестиционного проекта разработки электронного магазина);
2) показатели оценки эффективности функционирования;
3) показатели оценки стоимости бизнеса (коммерции).
Сущность и содержание электронных платежей
Совершение любой сделки в бизнесе заканчивается денежными расчетами по этой сделке. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Платеж может производиться как наличными деньгами, так и безналичным путем (безналичные расчеты).
Банковские операции по переводу денежных средств для какой-либо цели получили название транзакция.
Транзакция — это последовательность сообщений, вырабатываемых участниками системы и передаваемых от участника к участнику для обслуживания держателя карты. Она может осуществляться как в документарной форме (банковский перевод, инкассо, аккредитив), так и в электронной форме.
Транзакция имеет следующие основные свойства:
• неделимость (должны выполняться все составные операции или не выполняться ни одна из них);
• изолированность (независимость одной отдельно взятой транзакции от другой);
• надежность (завершенная транзакция может восстанавливаться после сбоя, а незавершенная — отменяться);
• взаимодействие между держателем карты и субъектом, принимающим эти карты к обслуживанию (при этом происходит изменение состояния счета держателя карты).
Отличительная особенность электронных платежей состоит в том, что весь процесс платежа за купленный товар происходит через компьютерную сеть (рис. 1).
Покупатель | Сервер продавца | Шлюз | Банк продавца | ||||||
Браузер | Управление транзакцией | Преобразования | Авторизация и расчет |
Рис. 1. Схема электронных платежей
Схема на рис. 10 показывает, что покупатель товара через браузер, т. е. через программное обеспечение, размещает заказ и информацию о способе оплаты товара (электронный чек, банковская карта и т. п.) на сервере продавца. Иногда страницы Web-сервера содержат поля формы заказа, которые покупатель может заполнить в своем броузере. С броузера информация передается на сервер продавца, где она обрабатывается и добавляется к базе данных.
После поступления информации на сервер продавца программное обеспечение этого сервера проверяет правильность заказа, проводит аутентификацию и получает разрешение на перечисление денег из банка. Получение разрешения на перечисление денег, как правило, совершается через шлюз (программу для соединения двух сетей с различными протоколами). Заключительным этапом системы электронного платежа является авторизация и расчет за покупку (т. е. перечисление денег со счета покупателя на счет продавца). Авторизация может быть голосовая (звонок по телефону) или проводиться с помощью терминала – специального устройства для ввода данных.
Система электронных платежей должна обладать: конфиденциальностью, надежностью и защищенностью информации (криптография и стеганография).
Аутентификация.
Аутентификация означает удостоверение в том, что другая сторона, участвующая в платежах, на самом деле является той, за кого себя выдает. Это означает, что при расчете не наличными деньгами, а, например, банковской картой, продавец просит покупателя предъявить удостоверение личности с фотографией или же сравнивает подпись покупателя с уже имеющимся образцом.
Авторизация.
Авторизация — проверка счета покупателя в банке. Авторизация позволяет продавцу определить, есть ли у покупателя необходимая сумма денег для оплаты стоимости покупки.
Система электронных платежей включает в себя следующие формы расчетов:
1) банковская карта;
2) электронные чеки;
3) цифровые деньги;
4) электронные деньги.
Банковские карты (пластиковая карта)— это разновидность интеллектуальных карт, принцип действия которых состоит в том, что они хранят определенный запас информации. Носителем информации в них служит магнитная полоса или чип. Карта может служить пропуском в здание, для прохода через турникет, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением, при банковских расчетах и др.
Электронный чек представляет собой файл, в котором дается указание плательщика своему банку о перечислении денег. Электронный чек подается покупателем через электронную почту продавцу. Продавец предъявляет чек в банк и получает по нему деньги. После этого чек возвращается покупателю (т. е. плательщику) и служит доказательством факта платежа. Продавец доставляет товар покупателю на дом.
Цифровые деньги есть электронный аналог бумажных наличных денег. Цифровые деньги представляют собой комплект, т. е. набор купонов. Купоны — это цепочки цифр (бит), представляющие определенное количество денег. Банк, который эмитировал эти купоны, заверяет каждый купон цифровой подписью. Главная особенность цифровых денег, которые движутся от одного компьютера другому, состоит в том, что, подобно реальным наличным деньгам, они анонимны и могут использоваться многократно.
Электронные деньги— это перевод денежных средств со счета на счет, начисление процентов по вкладам и другие операции без участия бумажных носителей. Электронные деньги используются банками и крупными фирмами, которые имеют разрешение на перечисление денежных средств от плательщика. Они могут доставляться электронной почтой, или прямо по сети Интернет, а между банками – с помощью специальных банковских сетей.