Спрос на деньги

Современная теория денежного спроса основана на кейнсианских предпосылках о роли денег в экономике, согласно которым выделяются три основных мотива, по которым экономические субъекты предъявляют спрос на деньги:

· трансакционный мотив, отражающий потребность в деньгах для совершения сделок (текущих платежей);

· мотив предосторожности, отражающий потребность в деньгах для осуществления непредвиденных платежей (является разновидностью трансакционного мотива);

· спекулятивный мотив, отражающий спрос на деньги как на имущество.

Трансакционный мотив. Трансакционный спрос на деньги (то есть на деньги для сделок) определяется потребностями в деньгах для осуществления текущих платежей в промежутках между моментами получения денежного дохода. Таким образом, спрос на деньги для сделок – это спрос на реальные кассовые остатки, которые необходимы для равномерного осуществления платежей при неравномерных поступлениях денег. Трансакционный спрос – MDT.

Реальные кассовые остатки – это средняя величина денежного запаса за период между моментами получения дохода.

Спекулятивный мотив. Спекулятивный мотив выражает стремление экономических субъектов иметь определенный денежный запас не для обслуживания сделок, а в виде имущества. Спекулятивный спрос – MDS.

Общий спрос на деньги (MD) = MDT + MDS + спрос предосторожности.

Предложение денег (MS) – общее количество денег, находящихся в обращении.

Денежный рынок – рынок, на котором спрос на деньги (MD) и предложение денег (MS) определяют уровень процентной ставки (i), “цену” денег (см. рис. 1), где M – количество денег в обращении; i – номинальная ставка процента. В точке E на денежном рынке устанавливается равновесие при равновесной процентной ставке (iE).

Рис. 1. Денежный рынок

Ценная бумага – это коммерческий документ, выпускаемый государством или корпорациями:

1) удостоверяет право собственности на тот или иной вид капитала;

2) приносит владельцу ценной бумаги доход.

Виды ценных бумаг – две группы:

1) свидетельство о собственности (акции);

2) свидетельство о займе (облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, долговые обязательства и т.д.).

Фазы функционирования ценных бумаг:

1) подготовительный этап – открытие нового предприятия, увеличение уставного капитала;

2) первичное размещение (первичный рынок);

3) вторичное размещение (вторичный рынок).

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка (кроме рынка банковских ссуд), на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

Принципы функционирования рынка ценных бумаг: ликвидность, эффективность, информационность, надежность.

Фондовая биржа – важнейшая организационная форма рынка ценных бумаг, организующая, контролирующая и регулирующая процесс их купли-продажи. Элементы фондовой биржи: брокеры, трейдеры, дилеры, система листинга, аудиторская проверка, биржевая котировка и др.

Монетарная политика – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.

Основными задачами денежно-кредитной политики являются:

· обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;

· выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

· воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач Центральный Банк использует определенный набор инструментов. Только Центральный Банк может осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот.

Кроме того, в целях регулирования величины и/(или) структуры денежной массы Центральный Банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной политики, важнейшими из которых являются:

· политика открытого рынка;

· учетная политика;

· резервная политика.

· валютная политика.

При проведении своей политики Центральный Банк исходит как из стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. При этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в “фарватере” политики правительства. Политика Центрального Банка в значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном Банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.

Политика открытого рынка, то есть проведение операций на открытом рынке, является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный Банк продает и покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных соглашений.

Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х годах и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок.

Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы банковской системы и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот – увеличивает.

Учетная политика представляет собой классический инструмент в практике центральных банков. Суть учетной политики состоит в том, что Центральный Банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой, или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам.

Термин “учетная ставка” означает ставку процента (или дисконта), по которой учитываются векселя, то есть учетная ставка представляет собой сумму процента за время, прошедшее с момента выставления векселя Центральному Банку до момента его погашения.

Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

Резервная политика заключается в том, что Центральный Банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов, чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.

Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а следовательно, и на величину денежного предложения. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки (в прямой зависимости для ставок по кредитам и в обратной – для ставок по депозитам).

Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности, покупая – увеличивает.

Как правило, центральные банки проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью валютной политики зачастую является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды “перегрева” экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Однако, влияние изменения величины денежного предложения на экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк исходит из более “приземленных” соображений, ориентируясь на управление формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические цели денежно-кредитной политики.

Так, Центральный Банк может избрать в качестве своей тактической цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например, поддержание стабильного валютного курса или установление определенных пределов изменения ставки процента, либо управление иным достаточно очевидными и легко управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.