Концепция политических школ

Кейнсианская теория бизнес-циклов оказалась в противоречии с реальной экономической динамикой в развитых странах (в первую очередь, в США)после второй мировой войны. Среди части экономистов давно бытовало мнение, что многие подъемы и падения экономики есть результат политических решений, смены курса. Однако, практическое подтверждение и, главное, конкретизацию такая точка зрения получила в работах М.Фридмена и его единомышленников.

Само по себе изменение денежной массы и темпов ее прироста не несет в себе какого-либо механизма, порождающего циклические колебания. Однако денежная политика является составной частью экономической политики в целом, а правительства, осуществляющие экономическую политику, имеют тенденцию меняться с завидной периодичностью. Поэтому циклические колебания в выпуске есть результат периодической смены характера монетарной политики (либеральные правительства проводят, как правило, экспансионистскую денежно-кредитную политику, консервативные – жесткую).

Необходимо сделать два замечания, вытекающие из анализа динамики бизнес-циклов за последние 150 лет. Во-первых, циклы по своей длительности и структуре имеют различный характер, что подтверждает тезис о невозможности создания единой теории циклов. Во-вторых, после второй мировой войны отмечается общая тенденция: фазы подъема становятся продолжительней, а фазы спада короче.

Модель мультипликатора–акселератора. Взаимодействие мультипли­катора и акселератора порождает непрерывный и прогрессирующий рост выпуска продукции. Идея такова: если независимые или автономные инвестиции растут, например, вследствие внезапного появления новых инвестиций, то мультипликатор приводит к соответствующему росту выпуска продукции. Расширение выпуска продукции приводит в действие акселератор, и это сопровождается появлением других (индуцированных) капиталовложе­ний.

Стабилизационная экономическая политика – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на нейтрализацию шоков и сглаживание экономического цикла. Благодаря ей должны быть сглажены крайние отклонения конъюнктуры и достигнута цель сбалансированности национальной экономики. Два направления регулирования экономики.

Первое – неокейнсианское, ориентируется на регулирование совокупного спроса, выступает за активную макроэкономическую политику, считает важнейшей задачей стабилизацию совокупного спроса.

Второе – неоконсервативное (развивалось на базе классической школы), выступает за пассивную экономическую политику, считает более важной задачей регулирование совокупного предложения.