Модель кругооборота

Миллионы фирм и домашних хозяйств, государственные институты и представители иностранного сектора в процессе своей деятельности принимают решения самостоятельно, однако в результате их взаимодействия формируются устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Поэтому для понимания характера и направления воздействия решений отдельных экономических субъектов на механизм функционирования всей национальной экономики определяющее значение имеет анализ системы связей, складывающихся между основными экономическими субъектами. Такого рода анализ проводится на базе теоретической модели кругооборота, представленной на рис. 1. В этой модели в агрегированном виде отражается движение денежных потоков между различными секторами экономики.

Потокипредставляют собой экономические величины, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год. Наряду с потоками в экономике существуют величины, называемые запасами (активами). Запасы характеризуют те или иные ценности, накопленные к некоторому конкретному моменту времени. Так, количество денег, имеющихся в экономике, образует запас, а денежные доходы и расходы экономических субъектов являются потоками.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга. Например, увеличение количества денег в экономике не приведет к увеличению потоков доходов и расходов, если деньги останутся на руках у населения или на счетах в банках, но увеличит запас денег у макроэкономических субъектов. В макроэкономике нарушения взаимосвязи потоков и запасов рассматриваются как частные случаи, а сама взаимосвязь – как общая закономерность.

 

Рис. 1. Модель кругооборота

На рынке факторов производства домохозяйства являются продавцами труда, земли и капитала, а фирмы – их покупателями. Продав факторы производства, домохозяйства получают доход в размере y, часть которого они расходуют на покупку потребительских товаров С, а часть сберегают S. Их потребительские расходы становятся основной частью общих расходов на покупку произведенных товаров и услуг. Сбережения домохозяйства направляют на рынок капитала, приобретая там финансовые активы. Фирмы выходят на рынок капитала с целью привлечения заемных средств для финансирования инвестиций I, а государство – для финансирования дефицита госбюджета G-T.

На рынке товаров и услуг фирмы, с одной стороны, продают все создаваемые в стране конечные товары и услуги, то есть являются продавцами. С другой стороны, они являются покупателями инвестиционных товаров. В результате продажи всех конечных товаров и услуг фирмы получают доход в размере y.

Так как современная экономика является не чисто рыночной, а смешанной системой, то государство активно участвует в организации движения доходов и расходов. На рынке товаров и услуг государственные организации осуществляют государственные закупки товаров и услуг G, которые являются основной частью государственных расходов. Другой частью является оплата труда государственных служащих и трансферты домашним хозяйствам. В целях упрощения в большинстве макроэкономических моделей предполагается, что все государственные расходы представляют собой госзакупки.

Финансирование государственных расходов осуществляется двумя основными путями: за счет доходов от взимания налогов с фирм и домашних хозяйств Т и за счет государственных займов на рынках денег и ценных бумаг. Первый путь финансирования характеризует прямые (нерыночные) связи государства с фирмами и домашними хозяйствами, второй – связи, складывающиеся на финансовом рынке. Займы на рынке денег могут браться государством либо путем получения прямых кредитов у Центрального Банка, либо путем продажи ему государственных облигаций и других правительственных ценных бумаг. Займы на рынке ценных бумаг осуществляются путем продажи государственных ценных бумаг как непосредственно населению, так и финансовым посредникам. Финансирование государственных расходов с помощью займов свидетельствует о наличии дефицита государственного бюджета, то есть о превышении расходов государства над его доходами.

В современных условиях большинство стран относится к разряду открытых экономических систем. Как правило, малые страны имеют особенно высокую степень открытости. Например, в таких странах, как Австрия, Бельгия, Голландия, доля внешнеторгового оборота (сумма экспорта и импорта) составляет 55-70%, валового национального продукта страны. В средних по численности государствах, таких как Великобритания, Италия, Франция, значение этого показателя снижается до 40-45%. В крупных странах с высокой численностью населения (Индия, Китай, Россия, США) эта доля не превышает 20%.

Иностранный сектор связан с другими экономическими субъектами тремя основными способами. Первый из них – импорт товаров и услуг. Импортируемые блага поступают в страну на рынок товаров и услуг, а встречный поток денежных платежей – в иностранный сектор экономики. Второй – экспорт товаров и услуг. Денежные средства, полученные в обмен на стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают в страну, где они сливаются с потоками денежных средств от продажи благ на внутреннем рынке. Третьим способом является проведение международных финансовых операций, связанных с получением займов и предоставлением ссуд, а также со сделками по купле-продаже финансовых активов.