Права собственности

 

В современной экономической теории получило развитие направление экономического анализа, именуемое нео-институционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направ­ления является экономическая теория прав собственности. У истоков те­ории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз, о котором мы много говорили в предыдущем параграфе, и Армен Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории прини­мали активное участие такие известные экономисты неоинституциональ-ной школы как Й.Барцель, Г.Демсец, Д.Норт, Р.Познер и др.

Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической осно­вы экономического анализа состоит в следующем: во-первых, в своих ис­следованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собствен­ность», а используют термин «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность».

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре» (в честь английс­кого юриста А.Оноре, впервые предложившего его в 1961 г.), состоит из следующих 11 элементов:

1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами;

2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. Право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;

5. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу благ в наследство;

8. Право на бессрочность обладания благом;

9. Запрет вредного использования, т. е. запрет использования вещи спо­собом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;

10. Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11. Право на остаточный характер, т. е. право на существование про­цедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных право­мочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые воз­никают в связи с существованием благ, и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собствен­ности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Права собственности - это права контролировать использо­вание определенных ресурсов и распределять возникающие при этом зат­раты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относитель­ном редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосыл­ки редкостей бессмысленно говорить о собственности». Правда, такой под­ход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Карлом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собственность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество кото­рых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт соб­ственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ». Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий харак­тер. Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам (т.е. свободный доступ к ним) означает, что они - ни­чьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем. Такие ре­сурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права соб­ственности на них. Другими словами, спецификация прав собственности - эго закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обязательно за одним физичес­ким или юридическим лицом, о чем мы подробнее скажем далее. Государ­ству принадлежит особо важная роль в спецификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в раз­личных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р.Коуз, - их в конце кон­цов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производ­ства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подраз­делены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятель­ность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность». Таким образом, основная цель спецификации, т. е. четкой определенности прав собственности, заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные ре­шения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положи­тельные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяй­ствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его ре­шения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена прав собственности на те или иные блага они будут переданы тому экономичес­кому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производи­тельному использованию, от лиц, менее их ценящих - к лицам, ценящим их больше. В экономической науке эта проблема рассматривается в извест­ной теореме Коуза, с которой мы подробно говорили выше.

В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности, а так­же смешанные (на основе этих двух) правовые режимы.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком прав собственности или только некоторыми из 11 названных правомочий. Например, вы можете обладать лишь некоторыми из перечисленных прав, но не обладать остальными правами. Некоторые права существуют лишь в определенной комбинации и, взятые сами по себе, не имеют никакой ценности (например, правомо­чие седьмое без правомочия первого). Комбинации этих прав с учетом того, что ими обладают различные физические и юридические лица, могут быть весьма разнообразными. Поэтому можно говорить о разнообразии форм собственности.

Право государственной собственности означает, что всем пучком прав или различными его компонентами обладает исключительно государство, причем, чем в большей степени все 11 прав на подавляющую массу ограни­ченных ресурсов реализуются государством, тем в большей степени такая система хозяйствования заслуживает название иерархии.

Современная хозяйственная система западных стран именуется «сме­шанной экономикой». И все-таки мы не совершим большой ошибки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, определяющим спо­собом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтан­ного порядка, ни иерархии; ни правового режима исключительно частной собственности, ни исключительно государственной собственности. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция, Япония, Южная Корея и т. п. Более того, стремление расширить границы государственного сектора с не­избежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной систе­ме хозяйственных связей и чревато нарастанием трансакционных издержек, которые могут перечеркнуть благие намерения, с которыми связано усиле­ние роли государства в экономике. В этом смысле и следует понимать бес­компромиссное высказывание Л. Мизеса: «Производство может направ­ляться либо рыночными ценами, либо правительственным советом по уп­равлению производством. Третьего решения не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни ка­питалистической».