Общественные блага

 

Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на реше­ние которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размеща­ет ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов (см. далее), проблему производства обще­ственных благ, а также проблему асимметричности информации (см. выше).

Существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невоз­можно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выяв­ления (МС > MU). Речь идет об общественных товарах и услугах, или об­щественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления и не­конкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, кото­рые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми обще­ственными благами. Классическим примером чистого общественного бла­га является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспе­чить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребле­ния могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т. п. Производство общественных благ является одной из важнейших функ­ций государства. Рыночный механизм, как отмечалось, не может предоставить общественные блага.

Принято различать чистые общественные блага и смешанные обще­ственные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример - нацио­нальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага - автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки. Поскольку увеличивается соперничество на перегру­женных трассах, постольку неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд на перегруженном участке дороги. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называют­ся «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения ча­стного блага требуется заплатить за него.

В связи с производством общественных благ, возникает проблема «безбилетника», или «зайца», т. е. уклонение отдель­ного индивидуума от участия в финансировании производства общественного блага. Путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Известным примером является случай уличного освещения. Если начать опрашивать жителей улицы, пытаясь выяснить потребность каждого человека в освещении и в зависимости от этой потребности определить его долю в финансировании производства данного блага, скорее всего, люди будут склонны скрывать свои истинные потребности, чтобы укло­ниться от уплаты или уменьшить ее. Очень велико искушение стать «без­билетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возника­ет опасность занижения объема производства блага в целом (в нашем при­мере улица может так и остаться неосвещенной). Можно, конечно, потра­тить уйму времени, пытаясь выследить каждого жильца, определить его график перемещений по улице, узнать хотя бы приближенно его потреб­ность в освещении, но трансакционные издержки по сбору такой информа­ции будут велики. Следовательно, если нет дешевого спосо­ба отделения «безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего на­селения.

Проблему предоставления общественных благ можно рассмотреть с ис­пользованием известной «дилеммы заключенного». Применитель­но к производству общественных благ следует сказать, что «дилемма зак­люченного» объясняет, почему нельзя организовать производство данных благ на рыночной основе. Если бы решение о финансировании производ­ства общественных благ принималось на основе опроса, возможны были бы ошибки в силу некооперативного поведения участников опроса. Нужно ли уличное освещение? Каждый думает «да», но боится, что другие скажут «нет», и тогда тяжесть финансового бремени ляжет на его плечи. Он гово­рит «нет», но и все остальные говорят «нет». Получается, что уличное ос­вещение вообще никому не нужно. Наглядная иллюстрация «дилеммы зак­люченного» может быть представлена в виде платежной матрицы.

Для финансирования производства некоего общественного блага требу­ется 10 000 долл. Общество в нашем гипотетическом случае состоит из 1000 человек. Следовательно, каждый должен согласиться платить 10 долл. Платежная матрица примет следующий вид (см. рис.).

 

Оптимальный случай - в квадрате IV, но он требует кооперативного по­ведения каждого члена общества. На практике наибольшей возможнос­тью отличается случай, представленный квадратом II (все отвечают «нет»). Чтобы избежать подобной ситуации, производство общественных благ воз­лагается на государство.

Государство финансирует данные проекты из бюджетных средств. Из­вестно, что расходы на национальную оборону являются во многих стра­нах одной из весьма значительных статей бюджета. Большую расходную статью составляют и средства, выделяемые на социальные нужды и на со­держание государственного аппарата. Источник их финансирования - на­логи с домашних хозяйств и бизнеса. При этом отсутствует непосредствен­ная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Как отмечалось в на­чале главы, из-за незначительного размера или отсутствия предельных из­держек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель обще­ственного блага, не имеет смысла строить сложную систему их оплаты, пытаясь отделить «безбилетников», поэтому они и финансируются из го­сударственного бюджета.

Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к обще­ственным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, го­сударство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлени­ем, как неполнота рынков - ситуацией, когда рынки не в состоянии обес­печить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда из­держки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят ин­дивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государствен­ной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банк­ротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

В принципе, принимая на себя финансирование общественных благ, го­сударство решает и задачу минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации: весьма сложно и дорого было бы, например, проводить опрос, подобный тому, который описывался в связи с уличным освещением. Ясно, что трансакционные издержки организации такого сво­еобразного референдума в конечном счете перекрыли бы все плюсы выяв­ления истинных предпочтений населения.