Потери от несовершенной конкуренции. Источники монопольной власти

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее раци­ональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в усло­виях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет опреде­ленные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни. В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о степени власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной конку­ренции.

Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсо­лютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или несовершен­ного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьше­нием издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу опреде­ленный выигрыш. Если преступить некую степень контроля над це­ной, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные соглашения о ценах, создание ис­кусственных дефицитов - все это опасные проявления монополизации.

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически.

 

 

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса D), т. е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника P1Р0Е1. В условиях несовершенной конкурен­ции цена устанавливается на уровне тач­ки Е2 (эта точка лежит на одной вертика­ли с точкой Е - пересечением МС и MR). При такой же цене - на уровне Р2 - объем предложения фирмы равен Q2, следова­тельно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2< Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0, монопольная прибыль соответ­ствует площади прямоуголь­ника Р1СЕ2Р2. Но самое важное - отчет­ливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (прямоугольник Р1СЕ2Р2) самой монополии, а другая часть этого излиш­ка потребителя в виде площади CE1E2 вообще теряется обществом, не дос­тается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества.

Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных из­держек и величина, на которую цена превышает предель­ные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Конечной причиной монопольной власти является эластич­ность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) — с менее эластичной кривой спро­са.

Три фактора определяют эластичность спроса для фир­мы. Первый заключается в эластичности рыночного спро­са. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор — число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрес­сивный характер, когда каждая фирма старается захва­тить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов.

Эластичность рыночного спро­са. Если имеется только одна-единственная фирма (чи­стый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фир­мы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса ус­танавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Например, спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы — начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значитель­но эластичнее, и именно поэтому попытки производи­телей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монополь­ную власть отдельных производителей.

Число фирм на рынке. Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фир­мы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать по­терь от уменьшения объема реализации. Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т. е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90 % объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм — 10 %, у двух крупных фирм большая монопольная власть. По­ложение, когда только несколько фирм захватывают бо­льшую часть рынка, называется концентрацией рынка. Иногда говорят (и в этом есть доля правды), что са­мый большой страх бизнесмена — страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрас­ли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм — условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов. Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не исте­чет срок действия патента. Другие законодательно уста­новленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспече­ния для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компа­нии, а необходимость обладания правительственной ли­цензией ограничивает доступ новых фирм на рынок те­лефонного обслуживания, телевизионных передач или вну­тренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масшта­ба может привести к созданию такой ситуации, когда на­личие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация назы­вается естественной монополией.

Взаимодействие между фирмами. Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рын­ке действуют четыре фирмы. Как они могут конкури­ровать друг с другом? Они могут, например, конкури­ровать очень агрессивно, «сбивая» цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь поте­рять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе. Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитре­стовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объ­ема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может по­лучить значительную монопольную власть. Таким образом, фирмы могут взаимодействовать раз­личными способами. Здесь мы просто хотим подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

Запомним, что монопольная власть фирмы часто ме­няется по времени, как и условия ее деятельности (ры­ночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монополь­ная власть, следовательно, должна рассматриваться в ди­намике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуа­ция сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значи­тельно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в крат­косрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в де­ло, сокращая тем самым монопольную власть на долговре­менном этапе.