Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Рис. Минимизация убытков фирмы в краткосрочном периоде

Рис. Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

 

От убытков в рыноч­ной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры рынка) фирма не полу­чает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она по-прежнему остается на данном рынке, то что для нее предпочтительнее - продолжать работать и производить продукцию или временно остановить производ­ство? В каком случае убытки будут меньше?

Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к посто­янным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизи­рует свои убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (АС), но и со средними переменными издержками (AVC).

Рассмотрим ситуацию, показанную на рисунке ниже. Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних перемен­ных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 величина сред­них издержек производства составит отрезок Q1M, величина средних пере­менных издержек - отрезок Q1L. Следовательно, отрезок ML - это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает работать, то ее валовая вы­ручка (прямоугольник ОР1ЕQ1) будет меньше полных издержек (прямоу­гольник OCтMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник OCv LQ1) и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника Р1СтМЕ. Если же фирма ос­тановит производство, то убытки составят всю величину постоянных из­держек (прямоугольник CvCтML).

Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек, фирме в краткосрочном периоде выгод­нее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убыт­ки. Если цена равна минималь­ным средним переменным из­держкам, то для нее безразлич­но, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено.

Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы произ­водства, двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кри­вой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то од­ной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в дан­ной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Измене­ние рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, по­ка совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода.

 

 

Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени? По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-первых, для отдельной фирмы ис­чезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменя­ется число фирм.

Рассмотрим, как изменяется равновесие фирмы при измене­нии числа фирм в отрас­ли. Обратимся снова к Рис. «Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде». Если рыноч­ная цена выше средних издержек (рис. б) и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стре­миться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм, нет. Поэто­му предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция меж­ду фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.

Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис.в ), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает воз­растать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис.а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в со­стоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно запи­сать следующим образом:

МС = Р = АС = LAC

 

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рисунке ниже.

 

 

Можно сделать вывод, что в ус­ловиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограни­ченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различны­ми производственными процессами.

С одной стороны, условие Р=АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресур­сов. Кроме того, условие AC=LAC предусматривает, что фирма имеет оп­тимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны мини­мальным долгосрочным средним издержкам.

С другой стороны, условие Р=МС показывает, что цена как мера пре­дельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

 

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутству­ет, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренци­ей. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли со­впадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется нали­чием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих диффе­ренцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной кон­куренции будут рассмотрены далее.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. При этом яснее будут видны различия между совершенной и не­совершенной конкуренцией (табл. ниже). В качестве признаков, определяю­щих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

 

 

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия   Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие   Полный  
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый

 

 

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок - это условие, которое затрудня­ет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» дан­ной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие: 1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, напри­мер, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Мно­гие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий. 2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классичес­кий пример - власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, напри­мер, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию кон­курирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами. 3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена па­тентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии. 4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволя­ющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на ры­нок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим зна­чительными капиталами для создания крупномасштабного производства. 5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физи­ческого уничтожения (мафиозные структуры).