Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени? По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-первых, для отдельной фирмы ис­чезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменя­ется число фирм.

Рассмотрим сначала, что происходит с издержками фирмы в долгосроч­ном периоде. При планировании долгосрочного расширения или сокраще­ния объемов производства фирма не может ограничиться только увеличе­нием или сокращением переменных издержек (количества нанятых рабо­чих, используемого сырья, полуфабрикатов и т.д.). В этом случае эффектив­ность производства снизится, поскольку при сохранении неизменными про­изводственных мощностей (постоянных издержек) нарушится оптимальное сочетание факторов производства. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства. Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (АС).

Как новая кривая АС, соответствующая большему размеру фирмы, рас­положена относительно старой кривой АС? Это зависит от действия эф­фекта масштаба. На рис. ниже показаны несколько вариантов краткосроч­ных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба. При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек (переход от кривой АС1 к АС2). При убывающей отдаче от масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС3 к АС4). U-образная линия LAC, огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек, пред­ставляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее нисходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба, а восходящий участок - убывающей отдаче от масштаба.

 

 

 

При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC. Таким образом, изме­няя величину всех вовле­каемых в производство ресурсов, фирма стре­мится оптимизировать свой размер и минимизи­ровать долгосрочные средние издержки.

Если конкурентная отрасль находится в со­стоянии полного долгосрочного равновесия, то его условие можно запи­сать следующим образом:

МС = Р = АС = LAC

 

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рисунке ниже.

 

 

 

Можно сделать вывод, что в ус­ловиях конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограни­ченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различны­ми производственными процессами. С одной стороны, условие Р=АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресур­сов. Кроме того, условие AC=LAC предусматривает, что фирма имеет оп­тимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны мини­мальным долгосрочным средним издержкам. С другой стороны, условие Р=МС показывает, что цена как мера пре­дельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.