Взаимодействие спроса и предложения

Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изме­няющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбаланси­рованное состояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восстанов­ление рыночного равновесия с помощью ценовой и количественной' под­стройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок - то саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавли­вать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.

В неоклассической экономической теории существует два подхода к ис­следованию рыночного равновесия - по Вальрасу (по объему) и по Маршаллу (по цене).

 

Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления в экономической тео­рии, рассматривал установление равновесия между спросом и предложени­ем, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки. Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара QE и цене РЕ. При повышении цены до Р1, объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производите­ли начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ величина спроса на данный товар начнет возрас­тать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса. Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризу­ет рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторо­ну повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство QD(P)= QS(P). Формула показывает, что в модели Вальраса объемы спроса и пред­ложения являются функцией цены. Итак, в подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избы­точного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.

Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Вы­дающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса РD1 превышает цену предложения PS1, то та­кая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 до QE, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне РE. Напротив, если цена спроса РD2 окажется ниже цены предло­жения PS2, то производители начнут сокращать предложение товара, а по­требители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения: РD(Q) = РS(Q). Формула показывает, что в модели Маршалла цена является функ­цией объемов спроса и предложения. Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавлива­ется автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложе­ния, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краево­го равновесия, возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении. Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если экономи­ческое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - как свободное, или неэкономическое благо (например, чи­стый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. а).

 


Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, производ­ство которых технологически возможно, но экономически нецелесообраз­но), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так проис­ходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса при их положительном значении (рис б). Допустим, что это золотые унитазы, инкрустированные изумрудами. Конечно, можно представить, что найдется эксцентричный миллиардер, заказавший себе такой товар, но предположение о серийном производстве подобных изделий является слишком смелым. Ситуация с «непроизводимыми» благами может возник­нуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо това­ра, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.

Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний? Все зависит от характера функций спроса и предложения конкретного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обрат­но пропорционален цене, а предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия. Однако существуют ис­ключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия.

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в поло­жение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В дан­ном вопросе нам поможет разобраться паутинообразная модель рынка.

Паутинообразная модель (см. рисунок ниже) считается динамической и показывает взаимо­действие спроса и предложения при переходе от одного временного пе­риода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.