Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.

Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система свя­зи между производителями и потребителями материальных и нематери­альных благ.

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресур­сов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информаци­ей о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формиру­ют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Можно сказать, что различные субъекты хозяйственных систем в истории человеческой цивилизации, будь то первобытная община, рабовладель­ческая латифундия, феодальное поместье, капиталистическое или социали­стическое предприятие — это различным образом устроенные информаци­онные системы, которые и предопределяют способ решения трех основных задач хозяйственной жизни.

Кто же и как осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности?

Экономическая теория рассматривает два различных способа координа­ции: спонтанный, или стихийный порядок и иерархию.

В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, пере­дается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресур­сов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществ­лять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как возможно осуществить такую задачу, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель фирмы не в состоянии оки­нуть взглядом весь «экономический космос», по выражению Вальтера Ойкена, известного немецкого экономиста? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтер­нативного использования представляют собой величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого со­трудничества», как именует Ф.Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализмом? Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Хайеком спонтанным, или самопроизвольным порядком, что подчеркивает эволюционный, неза­висимый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития челове­ческой цивилизации. Рынок - это и есть спонтанный порядок и подроб­ный его анализ предстоит в последующих главах.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического по­рядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься. Иерархия - это и командно-административная сис­тема, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партий­ных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает прика­зы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или централь­ного управляющего государственного органа.

В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но от чего зависят столь различные формы координации эконо­мического выбора людей?

Для этого нам нужно обратиться к новой категории, которая ис­пользуется современной экономической теорией: трансакционные издер­жки(см. далее – тема 13). Та или иная система будет функционировать как иерархия или как спонтанный порядок в зависимости от величины трансакционных издержек.

Представим себе, что в «расширенном порядке человеческого сотрудни­чества», как называет Ф.Хайек капитализм, необходимо собрать информа­цию о том, что, как и для кого производить. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию о ценах, предпочтениях, наличных ресурсах ока­жется непосильной никакому Центру задачей. Да, при этом существуют трансакционные издержки рыночной координации, но они оказываются ниже тех издержек, которые возникли бы в случае централизованного при­крепления каждого производителя к конкретному потребителю в масшта­бах всей национальной экономики.

А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издерж­ки, оказывается иерархия. Здесь работники взаимо­действуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник узнает от своего непосредствен­ного начальства. Как иерархия устроена и армия, где, как известно, прика­зы не обсуждаются. Семья патриархального типа также устроена на прин­ципах иерархического управления.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эффек­тивность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зре­ния нормативных оценок (плохие или хорошие), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен. Теория трансакционных издержек помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.И. Ленин, оказалась несостоятельной из-за огром­ных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Цен­тра (Госплана). Интересно, что идеальное общество, о котором мечтали социалисты-утописты и последователи марксистского учения, в терминах неоинституциональной теории должно было бы представлять собой систе-му с нулевыми трансакционными издержками. Так, Р. Коуз утверждал, что абсолютно коммунистическое общество в его представлении - это систе­ма, в которой трансакционные издержки не существуют. Но в реальности социалистическая система оказалась «перегруженной» трансакционными издержками. Наивная социалистическая утопия, что можно в едином цент­ре сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ценностях ре­сурсов, о постоянно меняющихся предпочтениях потребителей и т. п. , так и осталась утопией, нереализованной мечтой. Выдающийся вклад в развен­чание иллюзий о возможности построения всего общественного хозяйства по типу иерархии внесли австрийские экономисты-неолибералы Ф. Хайек («Пагубная самонадеянность»), Л. Мизес («Социализм»), российский эко­номист Б. Бруцкус в своей работе «Социалистическое хозяйство», вышед­шей еще в 1922 г., и другие экономисты.