Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде. Это была реакция на усиление власти союзов монополистов в экономике. Первый антитрестовский закон, принятый в конце прошлого века, закон Шермана, запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничения производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой - призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль за ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:
1. Контроль за ценами: антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
2. Контроль за слияниями компаний: слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. В результате вторая фирма становится составной частью первой.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) рыночная доля фирм значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных, автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме - покупателю.
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура российской экономики складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие командно-административной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.
2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно
обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия сама может воспроизводить дефицит, так как она не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.
3.Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности: концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков - монополистов.
В России закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Данный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пересечения:
- монополистическая деятельность недобросовестная конкуренция на товарных рынках в Российской Федерации.
- ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами власти или организациями. Закон направлен на обеспечение единства экономических пространств, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Также в России в 1999г. был принят закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке денежных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг.
Виды издержек
1.Издержки общества и издержки предприятия.
Издержки общества - совокупность затрат, связанных с созданием продукта и доведением его до потребителя. Они делятся на издержки пр-ва и издержки обращения товаров. Изд. предпр. - непосредственно оплачиваемая предприятием часть издержек общества. Сумма затрат предприятия на пр-во и реализацию товара составляет его себестоимость. Превышение доходов над затратами предприятия составляет его прибыль.
2.Альтернативные и явные (бухгалтерские) Издержки. Мы знаем, что ресурсы в обществе ограничены. Любое решение о производстве какого-либо блага вынуждает отказаться от использования тех же ресурсов для производства каких-то иных вещей. Т.о., все издержки представляют собой альтернативные издержки. Альтернативные издержки - это сравнительная выгодность принятия наилучшего из возможных решений. Эти издержки возникают из возможности выбора между теми или иными экономическими решениями.
Явные (бухгалтерские, фактические) издержки - это реальные затраты фирмы на пр-во и реализацию производимых товаров и услуг.
Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого интересует финансовый баланс фирмы. Бухгалтер оценивает эффективность фирмы в прошлом. Экономисты и руководители, наоборот, интересуются перспективами фирмы. Они озабочены предстоящими издержками и тем, как их снизить и повысить рентабельность производства. Установление различия между явными (бух.) и альтернативными издержками необходимо для понимания, что такое прибыль, которая является основной целью любой фирмы. Чистая экономическая прибыль - разность между совокупным доходом фирмы и ее издержками, включая как явные, так и неявные, бухгалтерская прибыль - разность между совокупными доходами и явными (бух.) издержками.
Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой экономической прибылью выглядит так:
чистая экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль - альтернативные издержки.
3.Безвозвратные издержки представляют собой ранее произведенные и невозместимые расходы. Из-за своей невозместимости они не влияют на решение фирмы.
4.Виды издержек по функциональной форме: постоянные (FC) и переменные (VC) издержки.
Для обеспечения выпуска продукции фирмы осуществляют целый спектр разного рода затрат. В краткосрочном периоде некоторые факторы производства у фирм остаются неизменными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увеличить выпуск продукции.
В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные (FC) и переменные (VC). Постоянные издержки- не зависят от объема выпуска продукции: расходы по содержанию предприятия (амортизация, ремонт и эксплуатация), страховые платежи, арендная плата, жалованье управляющего и минимального количества работающих, налоги, оплата предыдущих обязательств предприятия, содержание охраны и т.д. Переменные издержки – зависят от объема производимой продукции и складываются из ряда элементов, важнейшие из которых: сырье, материалы, энергия, затраты на заработную плату рабочих данного предприятия. (Чем больше выпуск продукции, тем больше будут затраты на сырье, материалы, заработную плату рабочих).
Валовые (общие, совокупные) – сумма постоянных и переменных издержек. Это общее число расходов, необходимых для производства определенного объема продукции.