Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией.

Начало антимонопольному законодательству было положе­но в США и Канаде. Это была реакция на усиление власти сою­зов монополистов в экономике. Первый антитрестовский за­кон, принятый в конце прошлого века, закон Шермана, запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными лю­бые объединения и сговоры, направленные на ограничения производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

В Западной Европе антимонопольное законодательство бы­ло принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту инте­ресов потребителей, а с другой - призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпора­ций, если это связано с научно-техническим прогрессом. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законо­дательства в различных странах имеют свои особенности, мож­но выделить общие для всех стран основы этого законодатель­ства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль за ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

1. Контроль за ценами: антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незакон­ным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

2. Контроль за слияниями компаний: слияние компаний про­исходит, когда одна компания приобретает акции другой. В ре­зультате вторая фирма становится составной частью первой.

Правительство обычно предпринимает меры, когда в резуль­тате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) рыночная доля фирм значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани бан­кротства. В случае вертикального слияния (объединение после­довательно связанных производств типа угольных, сталелитей­ных, автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможно­сти другие фирмы продавать свои товары фирме - покупателю.

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура российской экономики складывалась под воздействием следующих основ­ных факторов:

1. Наличие командно-административной системы управле­ния, что проявлялось в директивном управлении, в централи­зации большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйст­венных руководителей.

2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно
обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия сама может воспро­изводить дефицит, так как она не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

3.Концентрация и специализация производства, дошед­шие до своей противоположности: концентрация производст­ва дополняется узкой предметной специализацией производ­ства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков - монополистов.

В России закон "О конкуренции и ограничении монополис­тической деятельности на товарных рынках" был принят в мар­те 1991 г. Данный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пересечения:

- монополистическая деятельность недобросовестная конкуренция на товарных рынках в Российской Федерации.

- ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами власти или организациями. Закон направлен на обеспечение единства экономических пространств, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Также в России в 1999г. был принят закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке денежных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг.

 

Виды издержек

1.Издержки общества и издержки предприятия.

Издержки общества - совокупность затрат, связанных с создани­ем продукта и доведением его до потребителя. Они делятся на издержки пр-ва и издержки обращения товаров. Изд. предпр. - непосредственно оплачиваемая предприятием часть издержек общества. Сумма затрат предприятия на пр-во и реализацию товара составляет его себестоимость. Превышение доходов над затратами предприятия составляет его прибыль.

2.Альтернативные и явные (бухгалтерские) Издержки. Мы знаем, что ресурсы в обществе ограничены. Любое реше­ние о производстве какого-либо блага вынуждает отказаться от использования тех же ресурсов для производства каких-то иных вещей. Т.о., все издержки представляют собой альтерна­тивные издержки. Альтернативные издержки - это сравнитель­ная выгодность принятия наилучшего из возможных решений. Эти издержки возникают из возможности выбора между теми или иными экономическими решениями.

Явные (бухгалтерские, фактические) издержки - это реальные затраты фирмы на пр-во и реализацию производимых товаров и услуг.

Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого интересует финансовый баланс фирмы. Бухгалтер оценивает эффективность фирмы в прошлом. Эконо­мисты и руководители, наоборот, интересуются перспективами фирмы. Они озабочены предстоящими издержками и тем, как их снизить и повысить рентабельность производства. Установление различия между явными (бух.) и альтернативны­ми издержками необходимо для понимания, что такое при­быль, которая является основной целью любой фирмы. Чистая экономическая прибыль - разность между совокупным дохо­дом фирмы и ее издержками, включая как явные, так и неяв­ные, бухгалтерская прибыль - разность между совокупными доходами и явными (бух.) издержками.

Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой эко­номической прибылью выглядит так:

чистая экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль - альтернативные издержки.

3.Безвозвратные издержки представляют собой ранее произведенные и невозместимые расходы. Из-за своей невоз­местимости они не влияют на решение фирмы.

4.Виды издержек по функциональной форме: постоянные (FC) и переменные (VC) издержки.

Для обеспечения выпуска продукции фирмы осуществляют целый спектр разного рода затрат. В краткосрочном периоде некоторые факторы производства у фирм остаются неизмен­ными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увели­чить выпуск продукции.

В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные (FC) и переменные (VC). Постоянные издержки- не зависят от объема выпуска продукции: расходы по содержанию предприятия (амортизация, ремонт и эксплуатация), страховые платежи, арендная плата, жалованье управляющего и минимального количества работающих, налоги, оплата предыдущих обязательств предприятия, содержание охраны и т.д. Переменные издержки – зависят от объема производимой продукции и складываются из ряда элементов, важнейшие из которых: сырье, материалы, энергия, затраты на заработную плату рабочих данного предприятия. (Чем больше выпуск продукции, тем больше будут затраты на сырье, материалы, заработную плату рабочих).

Валовые (общие, совокупные) – сумма постоянных и переменных издержек. Это общее число расходов, необходимых для производства определенного объема продукции.