Кривая спроса

На кривой спроса каждая точка показывает, что по данной цене потребители готовы приобрести определенное количест­во продукта. Другими словами кривая спроса показывает какое количество товара потребители купят при разных ценах.

При изменении цены будет происходить движение по кри­вой спроса.

Неценовые факторы спроса (смещение кривой спроса):

1.Изменение доходов покупателей. При росте доходов по­купатель может приобрести по каждой данной цене большее количество товара и вся кривая спроса сдвинется вверх-впра­во и наоборот: при снижении дохода – вниз - влево. Это не кос­нется таких товаров, как соль, чай и др.

2.Изменение цен на товары - субституты и комплементарные товары. Субституты - взаимозаменяемые товары. Предположим, цена на говядину выросла, а на свинину осталась прежней. Кри­вая спроса на свинину сместится вверх - вправо, т к. свинина в данном случае является относительно менее дорогим товаром. Комплиментарные товары взаимодополняющие. При сни­жении цен на автомобили возрастет спрос на бензин.

3.Инфляционные ожидания.

4.Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

5.Изменение числа покупателей.

6.Спрос на некоторые товары изменяется в зависимости от
сезона.

 

Следует различать изменение величины спроса и измене­ние спроса Величина спроса изменяется под воздействием изменения цены и предполагает перемещение из одной точки кривой спроса в другую. В целом же спрос (т.е. вся кривая спроса) изменяется под воздействием изменения неценовых факторов, которые были перечислены выше, и имеет результа­том смещение всей кривой спроса.

Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это означает, что объем покупок товаров обратно пропорционален уровню цены товаров. Эта зависимость называется законом спроса. Таким образом в соответствии с законом спроса при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению объема спроса, и наоборот, рост цены ведет к снижению объема спроса на продукцию.

Какой практический смысл имеет кривая спроса, зачем её знать например Воркутинскому предпринимателю.

Практический смысл или значимость кривой спроса заключается в том, что эта кривая выражает цену спроса.

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не ровняется рыночной цене (цене конкретной покупке). Цена спроса определяется размером дохода. Цена спроса зависит от дохода и остается фиксированной так как покупатель больше не может уплатить.

 

Предложение и факторы, на него влияющие

Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке определенное количество продукции по каждой данной цене. Существует прямая или по­ложительная зависимость между ценой и количеством предла­гаемого товара. С повышением цен соответственно возраста­ет и величина предложения, со снижением цен - сокращается и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он показывает, что производители готовы пред­ложить на рынок большее количество товаров при повышении цены и наоборот. Это объясняется тем, что поставщик высту­пает в роли получателя денег за продукт. Для него цена пред­ставляет собой выручку за каждую единицу продукции, а поэтому она является стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

Предложение можно изобразить на графике в виде кривой предложения S (Supply - предложение), показывающей разные количества продукта, которые производитель желает и спосо­бен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой данной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Кривая предложения

Следует различать предложение и величину предложения. Величина предложения меняется при изменении цены на пред­лагаемый товар и означает движение по кривой предложения, а изменение предложения в целом (смещение кривой предло­жения) происходит под влиянием неценовых факторов и сме­щает всю кривую предложения.

 

К неценовым факторам предложения относятся:

1.Изменение цен на ресурсы. Если растут цены на ресурсы, увеличиваются издержки производства. Следовательно, про­изводитель по каждой данной цене сможет предложить на ры­нок меньшее количество продукции и кривая предложения сместится влево - вверх.

2.Изменение технологии. При использовании новой техники производители повышают производительность труда и снижают издержки на производство продукции. Следовательно, по каж­дой данной цене производитель может предложить на рынок большее количество товара и кривая сместится вниз - вправо.

3.Изменение налогов и дотаций. Известно, что налоги по­вышают цену товара, дотации же, наоборот, действуют в об­ратном направлении.

4.Изменение цен на другие товары. Снижение цен на бара­нину и свинину увеличит предложение говядины

5.Инфляционные ожидания. Ожидание существенного сни­жения цен в будущем на нефть заставит нефтяные компании увеличить текущее предложение.

6.Изменение числа поставщиков. Чем их больше, тем боль­ше и предложений.

7.Неэкономические факторы. Ненастное лето может при­вести к сокращению предложений картофеля.

 

Рыночное равновесие

В процессе функционирования рыночного механизма вза­имодействуют такие важные параметры любого рынка, как спрос и предложение. Результатом их взаимодействия явля­ется формирование цены.

Спрос определяет количество продукта, которое потреби­тели готовы и в состоянии купить на рынке по некоторой цене в течение определенного промежутка времени. Согласно закону спроса при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и, наоборот, при повышении цены, величина спроса снижается.

Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке определенное количество продукции по каждой данной цене. Существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара: с ростом цен возрастает и величина предложения - закон предложения.

Мы выяснили, что кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения напротив, положительный наклон. Конечно если рассматривать рыночный механизм, кривые спроса и предложения пересекаются в определенной точке (Е), которая называется точкой рыночного равновесия.

 

S
Из графика видно, что только при цене 20 руб. количество товара А, на которое предъявлен спрос, равно количеству предложенного товара. Это значит, что при цене 20 руб. рынок находится в равновесии. Кривые спроса и предложения пере­секаются в точке Е. Точка пересечения двух графиков называ­ется точкой рыночного равновесия, она показывает равновес­ный объем и равновесную цену, Рыночное равновесие означает, что по данной цене покупатели готовы приобрести данное количество продукции, а производители согласны пре­доставить на рынок это же количество товара по данной цене. Можно сказать, что в точке рыночного равновесия совпадают желания и возможности производителей и покупателей. Если цена будет установлена выше равновесной, то пред­ложение превысит спрос и на рынке образуется излишек това­ра. Для того чтобы его реализовать, необходимо снизить цену: спрашиваемое количество товара будет увеличиваться, а предлагаемое количество уменьшаться до тех пор, пока не бу­дет достигнута цена равновесия. Если первоначальная цена была занижена, то развивается дефицит, когда спрос превы­шает предложение. Это создает давление на повышение цены. Зная о желании покупателей приобрести товар, производите­ли, повышая цену, имеют возможность реализовать продук­цию. Это будет происходить до тех пор. пока цена не придет в равновесие.

 

Эластичность спроса и предложения