Кривая спроса
На кривой спроса каждая точка показывает, что по данной цене потребители готовы приобрести определенное количество продукта. Другими словами кривая спроса показывает какое количество товара потребители купят при разных ценах.
При изменении цены будет происходить движение по кривой спроса.
Неценовые факторы спроса (смещение кривой спроса):
1.Изменение доходов покупателей. При росте доходов покупатель может приобрести по каждой данной цене большее количество товара и вся кривая спроса сдвинется вверх-вправо и наоборот: при снижении дохода – вниз - влево. Это не коснется таких товаров, как соль, чай и др.
2.Изменение цен на товары - субституты и комплементарные товары. Субституты - взаимозаменяемые товары. Предположим, цена на говядину выросла, а на свинину осталась прежней. Кривая спроса на свинину сместится вверх - вправо, т к. свинина в данном случае является относительно менее дорогим товаром. Комплиментарные товары взаимодополняющие. При снижении цен на автомобили возрастет спрос на бензин.
3.Инфляционные ожидания.
4.Изменение вкусов и предпочтений покупателей.
5.Изменение числа покупателей.
6.Спрос на некоторые товары изменяется в зависимости от
сезона.
Следует различать изменение величины спроса и изменение спроса Величина спроса изменяется под воздействием изменения цены и предполагает перемещение из одной точки кривой спроса в другую. В целом же спрос (т.е. вся кривая спроса) изменяется под воздействием изменения неценовых факторов, которые были перечислены выше, и имеет результатом смещение всей кривой спроса.
Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это означает, что объем покупок товаров обратно пропорционален уровню цены товаров. Эта зависимость называется законом спроса. Таким образом в соответствии с законом спроса при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению объема спроса, и наоборот, рост цены ведет к снижению объема спроса на продукцию.
Какой практический смысл имеет кривая спроса, зачем её знать например Воркутинскому предпринимателю.
Практический смысл или значимость кривой спроса заключается в том, что эта кривая выражает цену спроса.
Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не ровняется рыночной цене (цене конкретной покупке). Цена спроса определяется размером дохода. Цена спроса зависит от дохода и остается фиксированной так как покупатель больше не может уплатить.
Предложение и факторы, на него влияющие
Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке определенное количество продукции по каждой данной цене. Существует прямая или положительная зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен - сокращается и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он показывает, что производители готовы предложить на рынок большее количество товаров при повышении цены и наоборот. Это объясняется тем, что поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукции, а поэтому она является стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Предложение можно изобразить на графике в виде кривой предложения S (Supply - предложение), показывающей разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой данной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Кривая предложения
Следует различать предложение и величину предложения. Величина предложения меняется при изменении цены на предлагаемый товар и означает движение по кривой предложения, а изменение предложения в целом (смещение кривой предложения) происходит под влиянием неценовых факторов и смещает всю кривую предложения.
К неценовым факторам предложения относятся:
1.Изменение цен на ресурсы. Если растут цены на ресурсы, увеличиваются издержки производства. Следовательно, производитель по каждой данной цене сможет предложить на рынок меньшее количество продукции и кривая предложения сместится влево - вверх.
2.Изменение технологии. При использовании новой техники производители повышают производительность труда и снижают издержки на производство продукции. Следовательно, по каждой данной цене производитель может предложить на рынок большее количество товара и кривая сместится вниз - вправо.
3.Изменение налогов и дотаций. Известно, что налоги повышают цену товара, дотации же, наоборот, действуют в обратном направлении.
4.Изменение цен на другие товары. Снижение цен на баранину и свинину увеличит предложение говядины
5.Инфляционные ожидания. Ожидание существенного снижения цен в будущем на нефть заставит нефтяные компании увеличить текущее предложение.
6.Изменение числа поставщиков. Чем их больше, тем больше и предложений.
7.Неэкономические факторы. Ненастное лето может привести к сокращению предложений картофеля.
Рыночное равновесие
В процессе функционирования рыночного механизма взаимодействуют такие важные параметры любого рынка, как спрос и предложение. Результатом их взаимодействия является формирование цены.
Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить на рынке по некоторой цене в течение определенного промежутка времени. Согласно закону спроса при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и, наоборот, при повышении цены, величина спроса снижается.
Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке определенное количество продукции по каждой данной цене. Существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара: с ростом цен возрастает и величина предложения - закон предложения.
Мы выяснили, что кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения напротив, положительный наклон. Конечно если рассматривать рыночный механизм, кривые спроса и предложения пересекаются в определенной точке (Е), которая называется точкой рыночного равновесия.
|
|
Эластичность спроса и предложения