Влияние рыночной стратегии на прибыль фирм А (числитель) и В (знаменатель)

Стратегия фирмы А Реакция фирмы В
снизать цену оставить цену без изменения
Снизить цену   Оставить цену без изменения – 1000/ – 1000   –1500/+1500 +1500/ – 1500   0/0

 

Для обеих фирм было бы целесообразно оставить цены без изменения, прибыли остались бы при этом на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, фирмы снизят свои цены, теряя при этом по 1000 тыс. руб. прибыли. Стратегия фирмы А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.

Стремление к наименьшим потерям можно объяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить значительные средства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этом увеличения доли рынка.

8) Автором восьмой модели олигополии является французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801 – 1877), который еще в 1838 г. изложил ее в своей книге. Однако в то время она осталась незамеченной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу «Принципы теории богатства», где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е гг. XIX в. последователи стали развивать его идеи.

Модель Курно исходит из того, что:

- на рынке действуют только две фирмы;

- каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента постоянными по величине, а затем принимает свои решения.

Каждый из двух продавцов допускает. Что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Допустим, что на рынке действуют две фирмы Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма У. Однако что будет делать фирма У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение производства фирмой У вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис. 8.3. показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажи. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек (MC = MR), будут снижаться от Р0, Q0 до Р1 и Q1 и до Р2, Q2.

 

Рис. 8.3. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У

 

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменения цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис.8.4. кривая Х отражает реакцию фирмы Х на изменения в производстве фирмы У, кривая У – соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

В теории Курно не отражено существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы Х часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы Х не описываются теорией Курно. Поведение фирм в этих условиях, в частности, проанализированы в модели «ломаной « кривой спроса.

Рис.8.4. Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга

 

Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.