Понятие неценовой конкуренции. Дифференциация и совершенствование товара как условие осуществления монополистической власти. Реклама.

Важнейшей особенностью монополистической конкуренции является и ценовая и неценовая конкуренция.

Так, монополистическая конкуренция ведется путем маневрирования ценами. Сюда относятся:

1) система тайных скидок, уступок, отличающихся от объявленных цен для крупных покупателей;

2) общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам;

3) установление равной цены на товары, которые отличаются по качеству.

Неценовая конкуренция характеризуется такими факторами, как:

1) техническое превосходство, качество и надежность изделий;

2) методы сбыта, реклама, связи с общественностью.

3) характер предоставляемых услуг и гарантий;

4) условия оплаты;

5) совершенствование и дифференциация продукта.

Рассмотрим роль дифференциации и совершенствования продукта в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация продуктаозначает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта.

Формами дифференциации товара являются:

- качество товара (услуги), т.е. они могут отличаться по своим физическим, или качественным параметрам;

- сопутствующие покупке товара услуги (сервис, упаковка, транспортировка и т.п.);

- размещение и доступность товаров. Например, сейчас активно используются так называемые магазины «шаговой доступности».

- стимулирование сбыта, которому особенно способствует реклама, товарные знаки, подделки, имитацияи т.п.

- использование нового оформления и упаковки товара, для создания иллюзии мнимых различий между товарами.

Совершенствование товаракак реализация нововведений с течением времени может быть нарастающим в двух различных смыслах слова.Во-первых, как удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или, если они могут это сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков. Во-вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.

Однако менеджерам фирм необходимо помнить, что разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. При очень большом выборе продуктов потребитель может начать путаться в своем выборе и вообще ничего не купить.

Потребителям тоже надо знать, что многие изменения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными. Они представляют собой незначительные внешние изменения в продукте, которые не увеличивают его долговечности, эффективности или полезности.