Спрос, предложение и режимы работы фирмы-монополиста в условиях чистой монополии

Чистая монополия – это ситуация на рынке, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Отсюда у покупателей данного товара есть только один источник предложения, а у продавцов нет конкурентов. Поэтому кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Понятие чистой монополии является абстракцией, так как есть очень немного товаров, у которых нет заменителей.

Чаще всего чистая монополия складывается на местных рынках. Как правило, местные монополии представляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт и т.п. На национальном или мировом рынках ситуация чистой монополии складывается очень редко (например, деятельность алмазной компании «Де Бирс»).

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

- одна фирма и много покупателей, т.е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

- отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т.е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе: экономия от масштаба; правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле; высокие издержки входа; реклама и дифференциация продуктов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая, в технологическом смысле отрасль, может представлять множество локальных монополистов;

- фирма-монополист устанавливает цену на свой товар,а не принимает ее как данную, как рыночную реальность;

- совершенная информированность.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов (например, один наемщик рабочей силы на рынке труда), называется монопосонией.Такая рыночная структура во многом схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя (в нашем примере, покупателя рабочих рук). Разница монопсонии от монополии в том, что монопсонист устанавливает, не монопольно высокую цену товара, как это делает монополист, а, наоборот, устанавливает монопольно низкую цену приобретения ресурса (в нашем случае – монопольно низкую ставку заработной платы).

Рассмотрим условия и режимы работы фирмы-монополиста.

Отметим сразу, что проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Таким образом, кривая спроса фирмы-монополиста имеет классический вид, т.е. имеет нисходящий, отрицательныйхарактер. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR всегда ниже кривой спроса (рис. 33.). Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, находим, что предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса.

В связи с этим, для более глубокого понимания особенностей и условий работы фирмы-монополиста, проследим на примере зависимость между ценой, валовой выручкой и предельным доходом (табл.11).

В условиях простой (без ценовой дискриминации) монополии фирма продает свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям, а чтобы продать одну дополнительную единицу продукции, например, 6-ю, фирма должна снизить цену с 10 руб. до 9 руб. В этой ситуации можно подумать, что фирма могла бы получить валовую выручку:

TR = P x Q = 5 х 10 руб. + 1 х 9 руб. = 59 руб.

 

Но, снизив цену, фирма вынуждена продавать по цене 9 руб. все 6 ед. Отсюда:

TR = 6 х 9 руб. = 54 руб.

 

Иными словами, получив доход в сумме 9 руб. за счет выпуска и продажи 6-й ед. товара по цене 9 руб. фирма теряет в доходе 5 руб. за счет снижения цены на 5 предшествующих единиц товара. Таким образом, доход возрастает не на 9 руб., а на 4 руб. (9 руб. – 5 руб.).

Отсюда MR < P. Следовательно, кривая предельного дохода фирмы-монополиста (MR) будет лежать всегда ниже кривой спроса (D).

Таким образом, проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса.

Максимизация прибыли подразумевает, в частности, наличие равенства MR = MC. В условиях монополии P > MR, следовательно, P > MC. Для определения размеров прибыли фирмы-монополиста необходимо с помощью кривых D, MR, MC и ATC построить соответствующую модель. Эта модель строится по соответствующим таблицам, показывающим величины, необходимые для построения кривых. Принципы построения моделей те же, что и при построении режимов работы конкурентной фирмы. В частности, мы покажем графически те же четыре режима работы: а) максимизацию

Таблица 11