Спрос и доход отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

Спрос, предложение и режимы работы фирмы в условиях совершенной конкуренции

Совершенная (чистая) конкуренция –это такая рыночная структура, при которой число покупателей и продавцов весьма велико; доля каждой фирмы на рынке в общем объеме продаж небольшая, менее 1 %; фирмы производят и продают стандартизированную (однородную) продукцию; вход и выход с него для продавцов стандартизированной продукции свободы, т.е. не существует ограничений, не позволяющих фирме продать товар на рынке и нет трудностей, связанных с прекращением операций на рынке.

Совершенная конкуренция, чаще всего, явление редкое, идеальное, но ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Поскольку объем продаж конкурентной фирмы (т.е. фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции) составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции.

Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным.

Здесь надо иметь ввиду, что речь идет о кривой спроса лишь отдельной конкурентной фирмы. Для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не способна влиять на цену продукта. На конкурентном рынке устанавливается равновесная цена, которую отдельная фирма воспринимает как заданную рынком.

Таблица 9

Это правило можно проиллюстрировать таблицей 9 и рисунком 22.

а) Рынок б) Фирма

 

Рис.22.Спрос на продукцию конкурентной фирмы

 

Данный рисунок показывает, что рыночная кривая спроса D имеет наклон вниз. Он показывает, как готовность покупателя платить изменяется с изменением количества товара. Кривая спроса D1, с точки зрения фирмы, представляет собой горизонтальную линию, которая означает, что фирма может продавать любое количество продукции, не воздействуя этим на цену.