Понятие эластичности и ее вычисление. Эластичность спроса, ее факторы и виды (по цене, доходу, перекрестная).

Практическое применение эластичности спроса и предложения.

Ценовая эластичность предложения, ее факторы.

Понятие эластичности и ее вычисление. Эластичность спроса, ее факторы и виды (по цене, доходу, перекрестная).

Тема 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Практика показывает, что все процессы, явления в окружающем нас мире взаимосвязаны между собой. Если изменяется одна переменная величина, то изменяются и другие. Степень (чувствительность) изменения параметров одних процессов, явлений на изменение других и называется эластичностью. Степень изменения измеряется в процентах.

Из математики эластичность функции определяется по формуле:

 

{(Q1 – Q2) : Q0)} х 100% ∆Q P0

─────────────── = ──── х ─── = E

{( P1 – P2) : P0)} х 100% ∆P Q0

 

Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Видами эластичности являются:

· эластичность спроса (по цене, доходу, перекрестная);

· эластичность предложения.

Рассмотрим их более конкретно.

Ценовая эластичность спроса –степень чувствительности спроса к изменению цены. Мерой такого изменения служит коэффициент ценовой эластичности спроса. Он определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.

Если обозначить цену P, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ed равен:

 

Процент изменения объема спроса (Qd) ∆Qd / Qd

Ed = ─────────────────────── = ───────

Процент изменения цены (Pd) ∆Pd / Pd

 

Например, предположим, что 1% увеличения цены на новую марку телевизоров приведет к 2% сокращению количества ежегодных продаж телевизоров по сравнению с предыдущим годом. В этом случае6

 

Ed = -2% / 1% = │- 2│ = 2

 

Экономисты ввели правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину Ed, так как Ed принимает всегда отрицательное значение в силу того, что кривая спроса демонстрирует обратную зависимость и поэтому все значения на этой кривой отрицательные. То есть, чем больше абсолютная величина коэффициента эластичности, тем больше эластичность.

Приведенная выше формула коэффициента эластичности называется «точечной», она показывает эластичность в какой-то точке. Однако она содержит в себе погрешности, связанные с разным движением точки или вниз, или вверх. По этой причине получаются разные величины коэффициента эластичности в одном и том же интервале.

Чтобы исправить эту погрешность используют формулу эластичности «по дуге» или «дуговую» эластичность, в которой применяются средние значения цены и объема спроса.

_____

∆ Qd Pd

Ed = ─── х ───,

∆Pd __

Qd

 

─ _____ _─_

где Pd и Qd – средние значения цены и объема спроса.

Конечной формулой определения дуговой эластичности является:

 

Q2 – Q1 P2 – P1

Ed = ────── : ──────

Q2 + Q1 P2 + P1

 

Существуют следующие группы эластичности спроса по цене:

1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос,: │Ed│ > 1.

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени:

│Ed│= 1.

3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос: │Ed │< 1.

4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен: │Ed│= 0.

5. Спрос совершенно эластичен – при усилении совершенной конкуренции.

Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна:

│Ed│= ∞.

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта а случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;

2) размер дохода;

3) значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, неиграющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

4) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него.

5) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.

 

Существует правило, когда цена и выручка изменяются в противоположных направлениях, то спрос эластичный.

Если цена и выручка изменяются в одном направлении, то спрос неэластичен.