Государственный бюджет

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[7].

Государственный бюджет – это смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования средств.

Проект бюджета каждый год готовится Правительством, затем его принимает Государственная Дума и Совет Федерации, и он становится законом. В течение года бюджет выполняется, а потом власть утверждает исполнение бюджета.

Бюджет это всегда некий компромисс между различными интересами. Бюджет состоит из двух частей: из расходов и доходов.

Доходы бюджета:

- налоговые доходы (НДС, налог на прибыль, акцизы и др.). Их доля в развитых странах – 75-85%.

- неналоговые поступления (доходы от использования государственной собственности, от государственного сектора в экономике, от внешнеэкономической деятельности). Их доля обычно – 5-8%.

- прочие поступления: взносы в бюджетные и внебюджетные фонды, безвозмездная помощь. Их доля обычно – 10-12%.

Расходы бюджета:

- на социальные услуги (здравоохранение, социальные пособия и т.д.). В развитых странах эта часть расходов достигает 40%;

- расходы на хозяйственные нужды (вложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, расходы на государственные программы). В развитых странах – 10-20%;

- расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (поддержка дипломатов, армии). В развитых странах – 10-20%;

- административно-управленческие расходы (содержание государственного аппарата). В развитых странах – 5-10%.

- платежи по государственному долгу. В развитых странах доходят до 7-8%.

Соответствие доходной и расходной частей бюджета называется балансом дохода.

Идеальное исполнение бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств. Этот остаток Правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для выплаты государственного долга и т.п. Когда доходы бюджета превышают его расходы – это бюджетный профицит.

Но бывает и обратная ситуация – превышение расходов над доходами, тогда образуется бюджетный дефицит.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на социальные программы, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, что уменьшает налоговые поступления.

Существуют четыре способа борьбы с бюджетным дефицитом.

1. Сокращение бюджетных расходов, но при этом часто страдают социальные расходы, например, секвестр бюджета России в 1996 г.

2. Изыскание дополнительных источников доходов. Можно либо продать какую-то государственную собственность, либо увеличить налоги.

3. Денежная эмиссия, но это может привести к инфляции.

4. Государственные займы у физических и юридических лиц, у других государств, у международных финансовых организаций.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Ситуация иногда парадоксальная: с налогоплательщиками – держателями государственных ценных бумаг государство расплачивается увеличив с них же налоги.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Самые тяжелые – краткосрочные долги, т.к. у них самые высокие проценты.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2 раза опасно для стабильности экономики, особенно – для устойчивого денежного обращения.

Предметом особого внимания является внешний долг. На 1 июля 2006 года он составил 72,9 млрд. долларов (58,1 млрд. евро). Сейчас он сокращается, но все еще составляет значительную сумму.

Пути погашения внешнего долга:

1. Выплата долгов за счет золотовалютных резервов;

2. Консолидация внешнего долга, т.е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную;

3. Конверсия долга, т.е. превращение долга в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет погашения долга кредиторам предлагается недвижимость, акции предприятий и т.д. Но это приводит к увеличению иностранного капитала в стране;

4. Обращение страны-должника к международным организациям с просьбой списать долги. Пример международных организаций: МБРР (его называют Всемирным банком), Парижский клуб – клуб стран-кредиторов, Лондонский клуб – объединяет банки-кредиторы.