Анализ ранних воспоминаний. Его место в адлерианской терапии. Техники анализа.

Процесс формирования психосоматического расстройства.

Механизмы формирования нервно-психических расстройств.

Варианты психотравмирующего воздействия, в первую очередь в зависимости от их интенсивности и длительности воздействия:

1) шоковые (внезапные, сверхсильные) Психотравмы;

2) кратковременные психотравмирующие ситуации;

3) затяжные, хронические психотравмирующие ситуации;

4) эмоциональная депривация (дефицит внимания и любви).

 

Последняя наиболее значима в раннем возрасте и может лежать в основе происхождения личностных дисгармоний, нарушая нормальное протекание возрастного развития психики. Конкретные же причины психотравм можно свести к известной классификации фрустрирующих факторов по С. Розенцвейгу: лишения (и внешние — материальные, социальные, — и внутренние, связанные с психологическими самоограничениями, комплексом неполноценности), потери (внешних объектов или внутренних ресурсов), конфликты (которые также могут быть внешними или внутренними).

Связующим звеном между психологической и соматической сферой является аффект, выражающийся, главным образом, в форме тоски и постоянной тревоги, нейро-вегетативно-эндокринной моторной реакции и характерном ощущении страха. Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими мерами, но обычно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления. В результате удерживается значительный аффект, который оказывает патогенное действие. Этот процесс можно рассматривать как торможение, то есть когда психомоторные и словесные выражения тревоги или враждебных чувств блокируются таким образом, что стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных системах органов. Психический фактор выступает как повреждающий.

Сверхактуальное переживание фиксируется, образуя установочную доминанту. Необычная импульсация, поступающая из внутренних органов в ЦНС, усиливает эти ощущения, что, в конечном счете, приводит к формированию патологического состояния. Негативные эмоции как бы подкрепляются личностными реакциями этих больных на тот или иной симптом или состояние организма в целом. В этом процессе ключевым звеном является, пожалуй, долговременная память. Долговременная память – это всегда эмоциональная память. Чем ярче эмоции, тем больше вероятность активации следа памяти в дальнейшем. Пережитое человеком стрессовое состояние закрепляется в долговременной памяти. Первостепенным фактором, обусловливающим преимущественную локализацию психосоматических расстройств, становится страх смерти, испытанный хотя бы раз в жизни, испытанный в связи с каким-либо заболеванием.

 

Один из важнейших диагностических этапов адлерианской психотерапии – анализ ранних воспоминаний клиента. Ранним считается воспоминание о событиях, происходивших с человеком в возрасте до 8 лет.

Для того, чтобы оказаться более точным в своей диагностике, следует собрать не менее 3-4 ранних воспоминаний. Задача психотерапевта понять с их помощью стиль жизни своего пациента, попытаться сформулировать его основную проблему, базисную ошибку.

 

Преимущества метода ранних воспоминаний.

1. Как правило, люди охотно их рассказывают

2. Для терапевта нет необходимости в установлении подлинности сюжетной и хронологической линии раннего воспоминания

3. Метод анализа ранних воспоминаний прост, компактен, может использоваться в групповой работе.

Недостатки метода.

1.Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства.

2.Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем

3.Интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.

 

Процедура анализа ранних воспоминаний.

При получении раннего воспоминания нужно объяснить клиенту, что ему:

1. Нужно описывать только то, что происходило до 8 лет;

2. Необходимо быть как можно более конкретным

3. Нужно рассказывать то воспоминание, которое придет в голову первым

4.Стараться описывать самые мелкие детали

5.Хотелось бы, чтобы клиент описывал не только фактическую, сюжетную линию, но и чувства, даже если они кажутся неправильными, противоречивыми, дикими, глупыми;

6.Просить клиента примерно указать возраст, к которому относится это воспоминание;

В заключение процедуры получения воспоминания следует спросить клиента о том, что является наиболее ярким в воспоминании, какие события происходили до и после того, что там происходило. Возможно, у клиента появятся собственные догадки относительно смысла и цели своего поведения в раннем воспоминании.

 

Техники анализа раннего воспоминания.

1. Наиболее ранняя «классическая техника»

– состоит в том, что клиента просят рассказать свое самое раннее воспоминание, в котором он участвовал. Терапевт записывает дословно так, как рассказывает клиент то, что он говорил. После рассказа терапевт просит клиента остановиться на каком-либо моменте воспоминания, который оказался наиболее ярким (как правило, интерпретация именно этого момента поможет понять смысл проблемы клиента). Клиенту задаются следующие вопросы:

1. Что Вы чувствовали в этот момент? Почему?

2. Какой вывод Вы для себя сделали в этой ситуации?

3.Если бы эта ситуация произошла с Вами сейчас, что бы вы изменили?