Государственный бюджет и его роль в регулировании макроэкономики.
Вопрос 42.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.д.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты.
В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходные и доходные части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.
Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.
Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.
Бюджет выполняет следующие функции:
1.распределительную. Через госбюджет перераспределяется от 20% до 60% национального дохода;
2.контрольную. Движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;
3.регулирующую. Изменение расходов и доходов госбюджета позволит смягчить спад правительства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.
Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям:
1.расходы на политические цели – обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.д.), содержание аппарата управления государством;
2.расходы на экономические цели – содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;
3.расходы на социальные цели – социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
-государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
-трансферты (их стоимость не включается в ВВп, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
-выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, т.к. выплачиваются из доходов госбюджета).
При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:
-расходов на государственное потребление;
-государственных инвестиций.
Основные источники доходов государства – это:
1.налоги (включая взносы на социальное страхование);
2.прибыль государственных предприятий;
3.сеньораж (доход от эмиссии денег);
4.средства от продажи государственных ценных бумаг;
5.доходы от приватизации и др.
Разница между доходами и расходами государства составляют сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1.сбалансированный бюджет (δ=0);
2.профицит (δ>0);
3.дефицит (δ<0).
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде дохода бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.
При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 8% до 9%. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50% всех поступлений.