Интерьер БАРОККО

В интерьере появляется усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков.Его отличительная черта - избыточность - все элементы сочатся небывалой роскошью, устойчивость стены теряется в наслоении декора, росписи потолков с использованием эффекта “перетекания” пространства в “заоблачную высь”. Богато используется живопись, росписи, барельефы, росписи под барельефы, скульптурные группы, роскошные ткани, вазы, мрамор. Величие и размах, пышность порой переходящая в напыщенность.

Стены интерьеров в эпоху барокко затягивали дорогим глазетом – тканью с вплетенными в рисунок золотыми и серебряными нитями, брюссельскими шпалерами с бахромой и кистями. Их своеобразие заключалось в соединении изобразительных композиций с обилием фигур, декоративных драпировок и пышных бордюров из букетов, фруктов и птиц. Самые знаменитые брюссельские шпалеры были созданы по картонам Рубенса.

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Роспись была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.

Мебель была настоящим предметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства. Но даже в небольшой комнате можно воссоздать дух этого стиля, ограничившись стилизацией, используя некоторые детали барокко, такие как:

· статуэтки и вазы с растительным орнаментом;

· гобелены на стенах;

· зеркало в золоченой раме с лепниной;

· стулья с резными спинками и т.д.

Важно, чтобы используемые детали сочетались между собой, иначе интерьер будет выглядеть аляповато и безвкусно.

Выдающийся мастер Даниэль Маро оформлял интерьеры дворца Хетт Ло, делал рисунки мебели, каминов, тканых обивок, разных деревянных панелей.

Интерьер Рококо

Центром формирования новой культуры XVIII века стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо

В интерьере рококо господствуют резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции; в скульптуре - бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Используется несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка сочетается с экзотичными мотивами китайского искусства - лаковые шкатулки, шелк. Новые виды мебели: шезлонг, канапе.

Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатного и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки..

В целом, рококо в дизайне интерьера отличает высшая степень вычурности и изысканности, стремление к комфорту, а также определенная камерность, интимность. Неважно, что происходит в «большом мире» - стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.

Резьба по дереву была заменена бронзовыми позолоченными накладками.

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главным для стиля интерьера становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками, и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет:

Английского рококо

В Англии стиль рококо носил имя замечательного мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла (1718-1779). Сделанные им вещи сразу узнавались по отсутствию золочения, изогнутым ножкам, оканчивающимся орлиными когтями или львиной лапой. Планки спинок имели силуэт скрипок или высокой стройной вазы, детали шкафов - ажурные перекладины и фасонную пайку стекол. Чиппендейл любил выявлять текстуру дерева, поэтому пользовался только воском и прозрачными лаками. Он же впервые применил красное дерево для производства массовой мебели.

Немецкое рококо

Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген

Плоскость стены от потолка в стиле рококо отделяет падуга ( плавный, полукруглый переход, пластично связывающий то и другое ), она разрушает плоскости соединения потолка и стены. Падуга декорируется орнаментальным рельефом. Картины и большие зеркала дополняли разрушение плоскостей помещения, зеркала надо располагать так, что бы одно отражалось в другом, что создавало эффект увеличения пространства.

Стены обтягивались шелковыми и хлопчатобумажных тканями или бумажными обоями. Стены , в стиле Рококо, разделялись по высоте на две части, верх однотонный (нежно голубой, сиреневый, розовый, серый с позолотой и серебром), а низ оклеивался обоями с орнаментом.

Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета.

Главный же мотив комнаты рококо, безусловно, камин - невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе - диван в форме нескольких соединённых кресел, шезлонг, бертер - глубокое кресло. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной