Совокупный спрос на рынке товаров и услуг и его структура.

Вопрос 17.

Макроэкономическое равновесие –это состояние внутренней сбалансированности и пропорциональности основных элементов и функций экономической системы, при которой пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением. Модель макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение» (AD-AS) позволяет выяснить факторы формирования общего уровня цен (P) и реального объема национального производства (У). На рынке товаров и услуг.

Термин «совокупный» означает, что спрос и предложение рассматриваются не на отдельный товар, а для всей совокупности товаров и услуг.

Совокупный спрос (AD)показывает тот реальный объем товаров и услуг, которыйдомохозяйство, фирмы, правительство (государство) и внешний мир готовы приобрести в течение года при соответствующем уровне цен.

(AD) –это потребность, представленная на рынке в денежной форме со стороны всех субъектов макросистемы. Факторы, определяющие AD,включают уровень цен, доходы населения, его намерения на будущее, а также налоги, правительственные (государственные) закупки, объемы инвестиций предприятий.

Зависимость между реальным объемом национального продукта, который планируют приобрести потребители при каждом из возможных уровней цен, показывает кривая совокупного спроса (AD). Кривая имеет отрицательный наклон, поскольку при снижении цен реальные денежные остатки увеличиваются, процентная ставка понижается, а совокупный спрос и выпуск продукции, следовательно, растут.

Кривая ADпоказывает, что спрос, при прочих равных условиях тем ниже, чем выше уровень цен (P). Это обстоятельство объясняет отрицательный наклон кривой AD.

В макроэкономике под «прочими равными условиями» для кривой AD подразумевается макроэкономическая политика правительства (государства).

Форму и характер кривой AD определяет действие трех основных факторов:

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). При росте уровня цен происходит повышение процентных ставок, так как увеличивается спрос на кредитные ресурсы. Возросшие процентные ставки, в свою очередь, сокращают потребительские расходы и инвестиции.

2. Эффект реального богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению реальной стоимости финансовых активов и покупательной способности доходов населения. Уменьшение реального богатства сократит расходы домашних хозяйств.

3. Эффект импортных закупок. Рост цен на отечественные товары сократит их экспорт и увеличит спрос на более дешевые импортные товары.

Рассмотрим более детально сдвиги кривой совокупного спроса.

1. Рассмотрим, что происходит, когда Центральный банк сокращает предложение денег. Уравнение количественной теории денег (M*V = P*У) говорит о том, что сокращение предложения денег ведет к пропорциональному уменьшению стоимостного объема производства в номинальном выражении (P*У). При этом кривая AD смещается влево в положение AD1. Таким образом, изменение предложения денег изменяет положение кривой AD.

2. Если Центральный банк увеличивает предложение денег, то, согласно равнению количественной теории денег, происходит увеличение произведения (P*У). Поэтому любому заданному уровню цен соответствует больший объем производства, а любому заданному количеству произведенной продукции – более высокий уровень цен. Кривая совокупного спроса AD смещается вправо в положение AD2.

Изменение денежной массы не является единственной причиной колебания совокупного спроса. Даже если предложение денег остается постоянным, кривая AD может смещаться из-за изменения скорости обращения денег. Кроме того, существуют другие неценовые факторы сдвига кривой AD.

К неценовым факторам совокупного спроса,изменение которых приводит к сдвигу кривой AD, относятся:

1. Денежные доходы.Рост совокупных денежных доходов населения увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую вправо, а уменьшение – влево.

2. Налоги.Увеличение налогов уменьшает потребительский и инвестиционный спрос и сдвигает кривую AD влево, а их уменьшение – вправо.

3. Процентные ставки.Рост процентных ставок, вызванный любым фактором, кроме изменения уровня цен, сократит инвестиционные и потребительские расходы и сдвинет кривую AD влево, а их уменьшение – вправо.

4. Ожидания.Инфляционные ожидания увеличивают текущий потребительский спрос и сдвигают кривую AD вправо, а ожидание снижения цен – влево. Ожидание улучшения экономической конъюнктуры и роста прибыли увеличивают инвестиционный спрос и сдвигают кривую AD вправо, а ожидание ухудшения экономической ситуации - влево.

5. Государственные расходы.Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и сдвигают кривую AD вправо, а их сокращение - влево.

6. Национальный доход других стран.Возрастание национального дохода иностранных государств увеличивает их спрос на отечественные товары, и сдвигают кривую AD вправо, уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат.

7. Курс национальной валюты.Его рост увеличивает импорт и снижает экспорт, что уменьшает совокупный спрос, и сдвигают кривую AD влево. Уменьшение курса национальной валюты увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо.

Основной закономерностью при анализе совокупного спроса является тот факт, что реальный спрос на товары в экономике падает по мере роста уровня цен. Сама по себе кривая AD не определяет уровень цен или объем производства: она лишь показывает возможное соотношение между этими двумя переменными.