Рентабельность

Рентабельность характеризует относительный результат деятельности предприятия (относительный по сравнению с какой-либо базой). Так как существует несколько видов прибыли (прибыль от реализации, чистая прибыль и др.), то и показатели рентабельности могут рассчитываться либо по разным видам прибыли. В зависимости от целей организации могут рассчитываться несколько показателей рентабельности:

1) рентабельность продукции () характеризует какую прибыль приносит 1 руб. затрат, вложенных в производство данного вида продукции:

 

, (108)

где - прибыль от реализации i-того вида продукции, руб.;

- полная себестоимость i-того вида продукции, руб.

Данный показатель используется при установлении цены продукции i) затратным методом:

 

; (109)

 

2) рентабельность текущих затрат (Ртз) характеризует эффективность всех затрат, связанных с производством и реализацией продукции:

 

; (110)

 

3) рентабельность продаж (Рпродаж) показывает насколько эффективна реализация продукции (или можно сказать, что рентабельность продаж показывает долю прибыли в выручке от реализации):

 

; (111)

 

4) рентабельность имущества (или рентабельность общего капитала) (Рим. или Ро.к..), которая характеризует эффективность использования всех средств предприятия, всех видов имущества:

, (112)

 

где Вср.г. - среднегодовая стоимость имущества по балансу (или среднегодовой итог баланса), руб.;

6) рентабельность собственного капитала (Рс.к.):

 

, (113)

 

где СКср.г. - среднегодовая стоимость собственного капитала, руб.

7) прочие показатели рентабельности.

Для российских предприятий основным показателем являлся показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж - главное было производить рентабельную продукцию. Но производство рентабельной продукции не всегда гарантирует получение чистой прибыли. Это связано с двумя моментами:

1) с распределением косвенных затрат, то есть в рамках использования нормативного метода калькулирования затрат косвенные затраты списываются на готовую продукцию, а возмещаются за счет реализации. Поэтому вполне возможна ситуация, что по данным бухгалтерского учета организация получила прибыль, а по факту, так как значительная часть косвенных расходов осталась не возмещенной (осталась в готовой продукции на складе), получило убыток;

2) с тем, что предприятие может заниматься разными видами деятельности и получать доходы и иметь расходы, не связанные с реализацией продукции. И возможна ситуация, что вся прибыль от реализации оказалась «съедена» прочими расходами, в результате чего предприятие получило отрицательную прибыль.

Поэтому в западной практике основными являются показатели рентабельности имущества, в частности рентабельности общего капитала, но рентабельность продаж и рентабельность общего капитала связаны между собой. Предположим, что предприятие имеет только один вид деятельности. Тогда ПРП ≈Пвал.. Так как , то прибыль можно выразить как ПРП=Пвал.= Рпродаж ·РП. Подставим полученное уравнение прибыли в формулу расчета рентабельности общего капитала и получим . В состав имущества входят внеоборотный и оборотный капитал, если учесть что основной доход и прибыль приносит только оборотный капитал, то введем в формулу величину оборотных средств и получим . При этом дробь фактически соответствует показателю коэффициент оборачиваемости оборотных средств, а дробь показывает долю оборотных средств в общей стоимости капитала. Таким образом будет получена формула:

 

или

 

, (114)

 

где Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

Кстр - коэффициент, характеризующий долю оборотных средств в общей стоимости имущества.

Таким образом, чем больше рентабельность продаж и оборачиваемость оборотных средств, тем больше рентабельность общего капитала, но между рентабельностью продаж и оборачиваемостью оборотных средств существует обратная зависимость. Анализ влияния каждого фактора позволяет сформулировать основные положения ценовой политики организации:

- если повышать цену (что приведет к увеличению рентабельности), то оборачиваемость оборотных средству замедлится. Такая ситуация возможна для товаров неэластичного спроса;

- с целью увеличения оборачиваемости можно снижать цену, но это будет эффективно только на товары эластичного спроса.