Меры по снижению бюджетного дефицита

Причины дефицита госбюджета

1.Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2.Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3.Увеличение бюджетных расходов.

4.Непоследовательная финансово-экономическая политика.

1. Переход от финансирования к кредитованию.

2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

3. Снижение расходов на управление государством.

4. Изменение системы налогообложения.

5. Повышение роли местных бюджетов.

Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюд­жета:

1) выпуск госзаймов;

2) ужесточение налогообложения;

3) секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных рас­ходов по всем статьям;

4) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Одна­ко в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покры­тия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная нарост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоре­чия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.

Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налого­вые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а со­кращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых по­ступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительствен­ные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод:ежегодно балансируемый бюджет является не антицикли­ческим, а проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегод­но, а в ходе экономического цикла.Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство сни­жает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефи­цит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод:бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.

Третья концепция:целью государственных финансов является обес­печение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые точки. Финан­совая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Помимо бюджетных средств каждая страна практикует использо­вание внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды— это фонды денежных средств, привлекае­мых помимо бюджета для финансирования различных решаемых го­сударством задач.

К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:

• фонд государственного социального страхования;

• пенсионный фонд;

° фонд обязательного медицинского страхования и др.

Фонд государственного социального страхования предназначен для выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Он создается страховым методом при обязательных отчислениях предприятий и орга­низаций.

Пенсионный фонд обслуживает пенсионеров. Доходы пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий, органи­заций и граждан, занимающихся трудовой деятельностью.

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. Следует заметить, что иногда средства из внебюджетных фондов используются не по их пря­мому назначению, что создает острую социальную напряженность.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг— это долг иностранным государ­ствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги иперекладывает груз дол­га на последующие поколения.

Внутренний долг — это задолженность правительства данной стра­ны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт — это банкротство госу­дарства-должника. Примером дефолта в новейшей российской исто­рии является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1.Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населе­нию увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств скон­центрирована у наиболее состоятельной части населения. Следо­вательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2.Повышение налогов с целью выплаты процентов по государствен­ному долгу или их снижение могут подорвать действие экономи­ческих стимулов развития производства.

3.Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда прави­тельство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.

4.Наличие государственного долга создает психологическое на­пряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активно­сти экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.