Средства государственного регулирования экономики

Государство в переходной экономике

Государство в командной экономике

Оно обладает неограниченной политической, административной и экономической властью. Будучи политическим органом, государство от­носится к надстройке общества, но его деятельность глубоко проника­ет в экономические (базисные) отношения. В качестве теоретического обоснования необходимости всестороннего государственного присут­ствия в экономике советскими экономистами использовалась следую­щая система доказательств. Средства производства, ставшие в резуль­тате социалистической национализации достоянием всего народа, должны использоваться не в чьих-либо частных интересах, а для дос­тижения целей, отвечающих интересам всех членов общества, или всей нации. Данное обстоятельство требует, чтобы распоряжение всена­родными средствами производства и управление их использованием осуществлялись из единого центрального органа, представляющего в равной мере интересы всех трудящихся. Поэтому при социализме государственные интересы тождественны общественным, или обще­народным, интересам. Поскольку общенародным (государственным) средствам производства принадлежит ведущая и преобладающая роль во всех сферах экономики, постольку государственное управление ох­ватывает всю систему общественного производства. Государственный бюджет в командной экономике всегда был бездефицитным, так как в него направлялось не 10-13%, а почти вся (80-90%) прибыль функ­ционирующих хозяйственных структур.

 

Оно переживает кардинальные изменения в создании новых полити­ческих, административных и экономических основ. Трудности этого периода состоят в том, что старый институциональный каркас уже сло­ман, а новый еще не выстроен. Это значит, что не созданы те институты, которые никогда не существовали при социалистической системе:

• частная собственность;

• многочисленные правовые институты (кодексы, законы);

• институты, определяющие ответственность за собственность других лиц (нормы бухгалтерского учета, банковское регулиро­вание, регулирование рынка ценных бумаг);

• институты, структурирующие и делающие предсказуемым поведе­ние партнеров по рыночным отношениям (контрактное право), и др. В их создании ведущая роль должна принадлежать государству.

 

Государственное регулирование экономики осуществляется посред­ством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.

К административным формам относятся: лицензирование, квоти­рование, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.

Правовое регулирование осуществляется на основе законодатель­ства через систему установления норм и правил. Правила поведения предусматривают систему наказаний: «Для обеспечения такого обще­ственного блага, как закононослушание, должно быть произведено та­кое общественное "антиблаго", как наказание». Издержки наказания включают два элемента — издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Послед­ние и есть «антиблаго». Никакое наказание не возмещает полностью ущерба, не восстанавливает. Однако наказания должны применяться, чтобы нарушения не совершались в будущем.

Экономическое (прямое) регулирование имеет разнообразные фор­мы безвозвратного финансирования отраслей, территорий, предприя­тий в форме дотаций, пособий, доплат из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального, регионального и местных уровней. Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

К экономическим (косвенным) формам государственного регули­рования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортиза­ционной, валютной, таможенной политики и т. п.