На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы.

Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного спроса (AS), то неценовые — смещают кривую вправо (A1S1) приумень­шении издержек и влево (A2S2) при их увеличении (рис. 14.3).

 
 

 

 


Рис. 14.3. Смещение кривой совокупного предложения

К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить из­держки:

1) цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому понижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную ситуацию;

2) рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым — совокупное предложе­ние. Кривая AS сместится вправо;

3) правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокуп­ное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.

Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокуп­ный спрос равен совокупному предложению. Но в реальной жизни оно нарушается.

Рассмотрим варианты отклонения.

1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предло­жение

AD > AS.

Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

• не изменяя объема производства, повысить цены;
• расширить выпуск продукции.

Опыт показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен.

Вывод: национальный доход будет расти.

2. Допустим, что совокупный спрос меньше предложения: AD < AS.
И здесь возможны два варианта:

• сократить производство;

• оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

Первая реакция предпринимателей: сократить объемы производ­ства и попытаться продать товары со складов по выгодным ценам. Если цель этим не достигается, то необходимо снизить цены. Это бу­дет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих.

Вывод: национальный доход будет падать.

3. Допустим, что возросло совокупное предложение — AS.

Это означает, что фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен упадет, а объем продаж и выпуск товаров возрастет. Новая точка равновесия будет соответствовать более высокому выпуску и меньше­му уровню цен.

Вывод: как это повлияет на национальный доход — неизвестно, так как изменения количества продукции (Q) и цен (Р) происходят в раз­ных направлениях.

4. Допустим, что совокупный спрос (AD) упал.

В этом случае уменьшится и выпуск продукции и цены. Уменьше­ние уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнутся уволь­нения рабочих.

Вывод: это приведет к снижению национального дохода.

 

3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению

Важнейшим агрегированным показателем наряду с совокупным спросом и совокупным предложением является совокупное потребление (англ. consume — С).

Потребление — главная составляющая совокупных расходов. Источником потребления (С) является располагаемый доход (Df).

Оставшаяся часть дохода идет на сбережения(S).

Сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется.

Вывод.Как потребление, так и сбережениянаходятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влия­ние одних и тех же факторов, или

доход = сбережения + потребление;

потребление = доход - сбережения;

сбережения = доход - потребление.

Сбережения в основном делают семьи, у которых доход превышает средний уровень. Чем беднее семья, тем меньше она сберегает; самые бедные имеют нулевые сбережения, живущие в долг — отрицательные сбережения.

В отличие от сбережения потребление существует во всех семьях. Но его нижний уровень не может упасть ниже прожиточного. Потреб­ление удовлетворяет текущие нужды, сбережение — будущие.

Различают среднюю склонность к потреблению (АРС) и среднюю склонность к сбережению (APS).

Средняя склонность к потреблению (АРС) — это отношение по­требления к доходу, выраженное в процентах:

Средняя склонность к сбережению (APS) — это отношение сбере­жений к доходу, выраженное в процентах:

Связь между располагаемым доходом и потреблением называется функцией потребления.

Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функ­цией сбережения.

Доход людей может изменяться (расти или падать). Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют и какую накопляют.

Доля, или часть, прироста (сокращения) дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потребле­нию (МРС).

Другими словами, МРС — это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:

Доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (MPS).

Другими словами, MPS — это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

Сумма MPS и МРС для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому по­требленная доля (МРС) и сбереженная доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: МРС + MPS= 1.

Влияние дохода па склонность людей к потреблению и сбережению является предметом дискуссий. Долгие годы утверждалось, что по мере роста дохода растет склонность к сбережению и уменьшается склонность к потреблению. Оппоненты этой точки зрения утвержда­ли обратное. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономи­ки в целом МРС и MPS относительно постоянны

До сих пор рассматривалась зависимость потребления и сбереже­ния от дохода. Но на них влияют и другие факторы.

1.Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недви­жимое имущество + ценные бумаги), тем больше величина по­требления и меньше величина сбережений.

2.Уровень цен. Возрастание уровня цен уменьшает потребление,
снижение уровня цен его увеличивает.

3.Ожидания. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то
потребление растет, а сбережения падают, так как люди «покупают
впрок» во избежание более высоких будущих цен и пустых полок.

4.Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов снизит как потребление, так и сбережения. Снижение налогов их поднимет.