Кривая безразличия – это совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Все эти наборы доставляют ему одинаковый уровень полезности.

При описании потребительского выбора следует рассматривать два взаимосвязанных элемента: потребительские предпочтения (кривую безразличия) и бюджетную линию.

Люди покупают товары и оплачивают их в определенном сочетании, распределяя свой доход между различными товарами на основе представления об убывающей предельной полезности.

Большее количество всегда предпочтительное меньшего.

Предпочтения потребителя полны.

За все единицы блага потребитель платит цену последней единицы (ее наименьшая ценность). Потребительский излишек – это разница между общей полезностью блага и его общей ценностью. Потребитель получает больше чем платит в результате действия закона убывающей полезности.

Разрешение парадокса – ценность формируется не просто полезностью, а предельной полезностью. Ценность – полезность выраженная в денежных единицах. Предельная полезность блага зависит от запаса этого блага. Чем он меньше, тем больше полезность и следовательно ценность последней единицы блага.

Введение в анализ предельных величин вызвано необходимостью разрешения т. н. «парадокса ценности» А. Смита. Почему алмазы, польза от которых для человека значительно меньше пользы воды стоят дороже?

При заданном доходе и рыночных ценах благ (A, B, …, N) потребитель получает максимальное удовлетворение (или полезность) тогда, когда последняя денежная единица, потраченная на покупку любого блага в наборе принесет одинаковую предельную полезность.

.MUA . = .MUB . = ... = .MUN .

PA PB PN

Теория потребительского выбора основана на измерении полезности набора благ. Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов благ. При этом:

· Предпочтения потребителя транзитивны (Если A > B, a B > C, то A > C)

C – одежда, F – продукты питания, A, B,D - наборы товаров