Неценовые факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Зависимость объема дохода от эластичности спроса от цены

 

Значение эластичности Применяемое определение Взаимосвязь цены и спроса Зависимость дохода от изменения цены
Цена уменьшилась Цена увеличилась
ЕР > 1 Эластичный В процентном отношении объем спроса изменяется больше, чем изменяется цена Увеличивается Уменьшается  
ЕР = 1 Единичная эластичность В процентном отношении объем спроса изменяется так же, как изменяется цена Не изменяется Не изменяется
ЕР < 1 Неэластичный В процентном отношении объем спроса изменяется меньше, чем изменяется цена Уменьшается Увеличивается

В каждом отдельном случае могут присутствовать самые различные факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Так, спрос на лимонад и питьевую воду в ларьке на пляже может зависеть от степени удаленности фонтанчика с питьевой водой. Чем ближе фонтанчик, тем спрос более эластичен и, наоборот, чем он дальше, тем менее эластичен. Невежество покупателя при покупке той или иной вещи будет делать его спрос более эластичным, т.к. у него нет критериев отбора и все предлагаемые товары для него одинаково приемлемы. Широко разветвленная и хорошо налаженная транспортная сеть, позволяющая наладить быструю доставку разнообразных товаров и снижающая транспортные расходы, позволяет увеличить ассортимент покупаемых товаров, что влечет увеличение выбора и, как следствие, повышение эластичности спроса.

Несмотря на все многообразие возможных неценовых факторов, выделяют такие, которые встречаются наиболее часто. К ним можно отнести а) наличие товаров–заменителей (субститутов); б) значимость товара для потребителя; в) наличие взаимодополняющих (комплиментарных) товаров; г) удельный вес товара в доходе потребителя; д) временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке.

Кратко охарактеризуем каждый из этих факторов.

По потребительским свойствам любой товар имеет большее или меньшее количество товаров близких к нему и способных его заменить. Такие товары заменители называются субститутами. Эластичность спроса на товар находится в прямой зависимости от количества субститутов. Чем их больше, тем спрос эластичней и, наоборот, чем меньше, тем менее эластичен, т.к. потребители легко могут переключаться на них в случае повышения цены на основной товар.

Хорошо известно, что товары можно разделить на две большие условные группы: товары первой необходимости (хлеб, соль, сахар, спички) и предметы роскоши (антиквариат, эксклюзивные дорогие ювелирные украшения, роскошные яхты, личные самолеты). В зависимости от дохода определенной группы населения те или иные товары могут быть отнесены ими к предметам роскоши или первой необходимости. Если покупатель будет считать данный товар предметом первой необходимости, то его спрос на него будет не эластичен, и он станет покупать его вне зависимости от колебания цен. Хотя при этом сам объем спроса может быть снижен. Так, на практике наблюдается следующая тенденция: при значительном росте цен на продукты питания спрос на них уменьшается, но несущественно. При этом происходит замена в потреблении отдельных товаров, в результате которой покупатель с качественной и дорогой продукции переходит на приобретение недорогой, но менее качественной. Если же товар будет отнесен покупателем к предметам роскоши, не удовлетворяющим насущные потребности, и от которых можно легко отказаться, то спрос на такой товар будет не эластичен. Так, при росте цен на хрусталь, меха, золото и т.д. объем спроса на них может резко сократиться. Здесь действует общий принцип: чем меньшее значение придает потребитель данному товару, тем эластичнее будет спрос на него.

Большое влияние на эластичность спроса оказывает наличие взаимодополняющих (комплиментарных) товаров. К такого рода товарам можно отнести автомобиль и бензин; магнитофон и кассеты и многое другое. Так, самого высокого качества дорогой магнитофон может остаться невостребованным из-за отсутствия подходящих к нему кассет. В то же время любая кассета окажется бесполезной вещью, если нет магнитофона. Только при наличии в продаже каждого из них эти товары будут приобретаться. В случае если цена на один из них или на оба будет непомерно высокой, покупатель может отказаться от приобретения обоих товаров.

В доходе потребителя разные товары имеют разный удельный вес. У основной массы населения его большая часть тратится на продукты питания. Тот из них, на который приходится значительная доля в бюджете потребителя, при прочих равных словииях будет иметь и более высокую эластичность. Так, 20 % -ый рост цены на простую шариковую авторучку вызовет предельно низкую реакцию покупательского спроса. Увеличение цен на автомобили на те же 20 % составит существенную долю годового дохода многих семей и приведет к сокращению их покупок.

Заметное влияние на эластичность спроса оказывает временной период, в пределах которого принимается решение о покупке. В целом просматривается следующая тенденция: чем длиннее период времени, в течение которого принимаются решения, тем эластичнее спрос. Первая причина заключается в постоянной, но медленной адаптации потребителей к изменяющимся условиям. Для многих требуется время изменить свои привычки, найти и апробировать другие продукты, убедиться в их приемлемости. Другой причиной могут являться количественные и качественные изменения всей покупательной корзины в процессе приспособления к изменению цены того или иного конкретного товара. Еще одна причина состоит в том, что увеличение цены данного товара стимулирует предпринимателей налаживать производство товаров-субститутов, а это требует немалого времени. Поэтому чем длиннее временные рамки, тем большее количество производителей могут приспособить свое производство к изменившимся условиям.