Скульптура

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко, художественный стиль в сфере скульптуры, характеризующийся подчёркнутой театрализацией образов, динамизмом поз, экспрессивностью лиц и жестов, специфической экстравагантностью. Сложился в XVII – первой половине XVIII века.

Первым новшеством, привнесенным скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.

Джан Лоренцо Бернини (1598-1680)

Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные элементы этого стиля: динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, а также множественность ракурсов, что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения. Бернини заставлял мрамор светиться, что придавало его так называемым «говорящим», в том числе придворным портретам особую жизненность. В число лучших его работ раннего периода входят «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623). Для придания большей выразительности персонажам скульптор усиливал мимику лиц и тщательно отделывал складки одежды. Наиболее выдающимися произведениями такой техники являются «Святой Лонгин» (1629—1638)в соборе Святого Петра, реалистичный и выразительный портрет Констанцы Буонарелли (1635), надгробный памятник папе Урбану VIII (1627—1644), где Бернини ввел полихромность, «Экстаз Св. Терезы» (1647—1652), - шедевр мастера, имеющий эротический оттенок, и балдахин в соборе Святого Петра (1657—1666), подчеркивающий величие папской власти. Последний период творчества скульптора (1670—1680) отмечен нарастанием духовного начала. Среди работ этого периода выделяется «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674).

Французская скульптура XVII в. положила начало упадку, которого удалось избежать только некоторым авторам, сформировавшимся в Италии. В какой-то момент выделился Симои Джиллен, продемонстрировавший большой талант в создании портретов, которые в точности следовали академическим канонам. Жан Барин прославился как медальер в эпоху кардинала Ришелье. Жак Сарразин, прошедший итальянскую школу, соединил в своем творчестве классицизм и барокко и опередил стиль Людовика XIV.

Скульптура барокко в Испании имела свою специфику: она отошла от традиций Ренессанса и сконцентрировалась на воплощении патетики, апеллируя к чувствам зрителей. В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой: использовались сюжеты, взятые из реальной жизни, но предлагалось их прочтение в религиозном ключе. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Многие мастера работали в традициях народной полихромной пластики, а свое наивысшее воплощение скульптура XVII века нашла в полихромной резьбе, объединившей пластику с живописью. Не только церковь, но и королевский двор стимулировал ваятелей к созданию скульптуры из камня, в частности — надгробных памятников.

В отличие от Италии или Франции, где наряду с религиозной тематикой широко культивировалась и мифологическая, скульптура барокко в Испании носила сугубо культовый характер. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась. Характерным примером является Пьета (1617; Национальный музей скульптуры, Вальядолид). Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой.

Скульптура Рококо

 

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)

и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785):

Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

«Речная нимфа» Клода Мишеля