Предложение, функция предложения и ее зависимость от разных факторов

 

Объем, или величина, предложения – это количество товара, которое желает продать на рынке продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. Объем предложения, как и спрос, зависит от целого ряда факторов.

Главным, определяющим фактором предложения является цена. Цена предложения (Pa)это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Например, количество Q1 товара А они согласны предложить на рынке, если цена будет не ниже P1.

Цены других товаров (PbPz), и в предложении являются вторым по значимости фактором. Так, если цена на товары-заменители повысится, то производитель данного товара может также, не боясь сокращения продаж, увеличивать свои цены. Во взаимодополняемых товарах рост цены будет вызывать рост предложения обоих товаров.

Цены на ресурсы (R) лежат в основе формирования издержек производства, которые напрямую влияют на предложение. Чем больше издержки на выпуск единицы продукции, тем, при прочих равных условиях, меньше предложение, и наоборот. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.

Наиболее эффективное производство единицы продукции достигается за счет совершенствования техники и технологии (Т). Это ведет к снижению затрат ресурсов, что приводит к снижению издержек, а в результате этого увеличивается предложение.

Большинство налогов (Н) рассматриваются предприятиями как дополнительные издержки. Поэтому увеличение налогов ведет к увеличению издержек и сокращению предложения. Действие дотаций диаметрально противоположно действию налогов. Дотации и субсидии снижают реальные издержки предприятия и ведут к увеличению объема предложения.

Ожидание продавцов (О) изменения цены также может повлиять на их желание увеличить или уменьшить объем поставок, производимого им товара. Так, ожидание повышения цен в будущем способно стимулировать предпринимателя увеличить производственные мощности своего предприятия и тем самым привести к росту предложения.

Число продавцов (Ч) напрямую влияет на объем предложения, чем больше производителей, тем больше предложение, и наоборот.

Возможно наличие и других факторов (W).

Зависимость объема предложения (QSA) предложения товара А от определяющих его факторов называется функцией предложения. Ее можно представить формулой

 

QSA = ¦ (Pa,, Pb …Pz, R, Т, Н, О,Ч ,…W).

 

Если все неценовые факторы (Pb …Pz, R, Т, Н, О,Ч ,…W), определяющие предложение, предположить фиксированными, то функцию предложения можно представить как функцию предложения товара А от его цены:

 

QSA = ¦ (Pa).  

 

Эту функцию можно представить графически. Для этого рассмотрим условный пример. Предположим, что по цене 1 дол. за 1 кг яблок товаропроизводитель мог бы реализовать 2 кг, по 2 дол. – 8 кг, по 3 дол. – 17 кг, по 4 дол. – 25 кг, по 5 дол. – 30 кг. Построим график предложения (рис. 4.3).

S
При цене Р1 производители готовы произвести и продать количество товара Q1, при цене Р2 – количество Q2.. Как видим, изменение цены на данный товар влечет изменение объема (величины) предложения, при этом чем больше цена, тем больше объем, и наоборот. Очевидна прямая зависимость объема предложения от цены, получившая название общего закона предложения, и отраженного на графике. При этом изменение объема предложения идет вдоль линии графика, имеющего положительный наклон.

Рассмотрим зависимость объема предложения от других факторов. Для этого предположим, что цена на данный товар неизменна, т.е. Ра – const., тогда зависимость предложения товара А от других факторов может быть выражена формулой

 

QDA = ¦ ( Pb …Pz, R,Т, Н, О, Ч,…W).  

 

Данную функцию можно представить графически (рис. 4.4).

Если при неизменной цене другие факторы будут улучшаться, например, увеличатся субсидии или дотации, то объем предложения возрастет, что отразится на графике в виде смещения кривой предложения вправо и вниз. При ухудшении тех же неценовых факторов объем предложения упадет, а кривая от первоначального положения переместиться влево и вверх. Свидетельством улучшения и ухудшения факторов может служить тот факт, что в первом случае Q1 < Q2,а во втором Q1 > Q3. Таким образом, при изменении неценовых факторов, определяющих объем предложения, происходит сдвиг самой линии предложения.

Аналогично со спросом в предложении также выделяют или изменение объема предложения или самого предложения. В том случае, когда объем предложения изменяется под действием цены, говорят об изменении объема предложения, а когда он изменяется в силу смещения в ту или иную сторону кривой, говорят об изменении самого предложения.

 

3. Установление рыночного равновесия: статическая и динамическая модели.

В реальной действительности спрос не существует без предложения. Поэтому необходимо рассмотрение их взаимодействия. Для этого сведем ранее использованные примеры в таблицы и рассчитаем рыночный спрос и предложение (табл. 4.1, 4.2). Предположим, что на рынке действует одинаковое количество покупателей и продавцов яблок – 400 человек.

Таблица 4.1