Вопрос 4. Международное регулирование внешней торговли. Роль ВТО в регулировании международной торговли.

Вопрос 3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли.

Вопрос 2. Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Вопрос 1. Свободная торговля и протекционизм.

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тема: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛЕКЦИЯ №7

Выводы

Страны — участницы внешнеторгового обмена различаются между собой по составу и величине факторов производства, которыми они наделены.

Товары различаются между собой по величине и структуре затрат разных факторов производства.

Динамика географической структуры мирового экспорта во второй половине XX в. характеризовалась заметной неравномерностью.

Процессы, происходившие в промышленно развитых странах во второй половине XX в. привели к снижению темпов роста торговли сырьем, минеральным топливом.

Во второй половине XX в. международная торговля являлась одним из наиболее динамичных секторов мировой макроэкономики.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность теории Хекшера-Олина?

2. В чем сущность парадокса Леонтьева?

3. Кто автор теории жизненного цикла продукта?

4. Перечислите стадии жизненного цикла продукта.

5. Кто автор теории предпочтения сходства?

6. Перечислите детерминанты конкурентных преимуществ.

 

 

Рекомендуемая литература

 

2, 4, 7, 9, 10,11,14.

 

 

1. свободная торговля и протекционизм

Внешнеторговая политика является элементом национальной экономической политики страны. Ее объектом выступает обмен продуктами производственной деятельности (товарами и услугами) между отдельными государствами. Выделяют два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики — политику свободной торговли (фритредерство) и политику протекционизма.

Политика свободной торговли в чистом виде практически не существует, поскольку предполагает отсутствие какого бы то ни было вмешательства государства в отношения, связанные с внешнеторговым обменом с другими государствами. В реальности она сводится минимальному вмешательству государства в указанные процессы (снижение или отсутствие пошлин на ввозимые и вывозимые товары, неограниченный объем ввоза и вывоза товаров, снижение требований к товарам, которыми торгуют страны).

Значение свободной торговли:

1) Соблюдая принципы свободной торговли, мировая торговля достигает оптимального размещения и использования ресурсов.

2) Свободная торговля способствует более высокому уровню благосостояния, этому способствует эффект специализации.

3) Любое насильственное ограничение торговли означает уменьшение эффективности использования ресурсов всей системы в целом.

Политика протекционизма — это политика государственного регулирования внешнеторговых отношений с другими странами. Ее цель — создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами. Она осуществляется путем, как защиты внутреннего рынка, так и содействия повышению конкурентных преимуществ отечественных компаний на зарубежных рынках.

Значение протекционизма:

1) Протекционизм способствует достижению сбалансированности внешней торговли.

2) Он обеспечивает самосохранение национальных экономик, то есть ограничение импорта и доступа зарубежных производителей дает возможность развиваться отечественным предприятиям аналогичной продукции.

3) Барьеры нужны для сохранения и успешного развития отраслей, имеющих военно-стратегический характер, отраслей НТП, иначе страна рискует попасть в зависимость от иностранного производства.

4) Обеспечение занятости. Сокращение импорта позволяет направлять больше капитальных вложений на создание рабочих мест.

5) Защита внутреннего рынка от демпинга (продажа товаров по ценам ниже издержек производства), от экспорта продукции из стран с дешевыми ресурсами, иначе может произойти снижение заработной платы.

Несмотря на провозглашаете многими странами мира декларации о необходимости устранения, каких бы то ни было ограничений в международной торговле, протекционизм был и остается важным элементом национальной экономической политики всех без исключения стран мирового сообщества.

Инструментами протекционистской внешнеторговой политики государства являются тарифные и нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций.

 

2. тарифные методы регулирования внешней торговли.

Основой тарифных методов регулирования внешней торговли являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенная пошлина — особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары, ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок. Отечественные производители, вы­пускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, вы­игрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим по­вышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного при­менения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики. Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют так­же и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естест­венных средств пополнения государственного бюджета.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф — это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таким образом, та­моженный тариф состоит из двух основных элементов — ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.

Ставка таможенной пошлины — это размер, величина таможенной пошлины.

Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров.

Различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный.

Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого това­ра определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошли­ны, которая применяется независимо от страны происхождения то­вара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда глав­ной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики.

Сложный (многоколонный) тариф предусматри­вает применение различных (двух и более) ставок таможенных по­шлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его про­исхождения.

Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, созда­ются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза го­товых изделий и продукции высокой степени обработки, что стиму­лирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности.

Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от: направления движения (переме­щения) товара, способа (порядка) установления (взимания) пошлин, страны происхождения товара, характера действия и целей примене­ния пошлин.

В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают импортные, экспортные и транзитные таможенные пошлины.

Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные ана­логи и составляют конкуренцию последним. В Российской Федерации импортные пошлины призваны не только защищать националь­ных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, но также создать условия для эф­фективной интеграции страны в мировую экономику, содействовать прогрессивным изменениям в структуре национального производства и потребления товаров, обеспечить пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные, или вывозные пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки, пополнения доходной части бюджета страны. Кроме того, вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в экспорте которых страна обладает монополией. Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдержи­вают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически разви­тых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

В Российской Федерации экспортные пошлины были отменены со второй половины 1996 г., однако затем, после кризиса в августе 1998 г., были введены вновь. Пошлинами облагается экспорт из России нефти и нефтепродуктов, газа, черных и цветных металлов, древесины и лесоматериалов и других товаров. Причина восстановления вывозных пошлин объясняется ощутимой разницей между внутренними, российскими, и мировыми ценами на перечисленные товары, сложившейся после резкого падения курса рубля, и стремлением избежать возможного дефицита этих товаров на внутреннем рынке вследствие возросшей привлекательности зарубежного рынка. Безусловно, введение экспортных пошлин связано и с фискаль­ными целями, поскольку российский бюджет уже давно завис от доходов, получаемых от экспорта нефти и газа.

Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют.

По способу (порядку) установления (взимания) таможенные по­шлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные, альтернативные.

Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара.

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.). Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

Смешанные, или комбинированные, пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяе­мых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

При введении альтернативных пошлин устанавливаются и адвалорная, и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного, за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

В Российской Федерации в соответствии применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин. При этом комбинированная ставка таможенной пошлины трактуется российским законодательством как комбинация адвалорной и специфической ставок, т. е. объединяет в себе как собственно комбинирован­ную, смешанную, ставку (адвалорная ставка и специфическая ставка), так и альтернативную ставку (адвалорная ставка или специфическая ставка).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они поддер­живают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар на мировом рынке. Изменяются лишь доходы бюджета. Адвалорные пошлины применяются для готовых изделий, машинно-технической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимо­сти), что не всегда удается сделать.

Специфические пошлины более соответствуют массовым однородным товарам. Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле их значение несколько уменьшилось. В то же время преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их часто стараются применять в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо когда существуют серьез­ные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении та­моженной стоимости для снижения таможенных платежей. Так, им­портный таможенный тариф Российской Федерации, введенный в 1993 г., состоял исключительно из адвалорных ставок таможенных пошлин. Однако принявшее массовый характер занижение цен (тамо­женной стоимости) импортируемых товаров обусловило замену по ряду товарных позиций адвалорных пошлин на специфические. В целом специфические пошлины представляют собой более жесткий барьер на пути движения товаров, чем адвалорные пошлины.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип РНБ делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения о предоставлении РНБ почти со 130 странами мира.

Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо если страна происхождения товара неизвестна.

Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

С учетом дифференциации ставок таможенных пошлин на один и тот же товар, ввозимый из разных стран, важное значение для целей таможенного обложения приобретает вопрос определения страны происхождения товара. Правила определения страны происхождения получили большое практическое значение в связи с широким развитием интеграционных процессов, созданием обширных зон беспо­шлинной торговли, распространением преференциальных соглашений и режимов ассоциаций.

Согласно определению страна происхождения товара — это стра­на, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны). Существует большой список товаров, страна происхождения которых не подвергается сомнению. К ним относятся полезные ископаемые, растительная продукция, животные, продукты Животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла. В то же время в производстве товара (конечной продукции) могут участвовать две страны и более: сырье, полученное в одной стране, перерабатывается в готовую продукцию в других странах. В этом случае применяют особые критерии достаточной (существенной) переработ­ки товаров, позволяющие достоверно установить страну происхожде­ния ввезенного в страну товара (готовой продукции или продукции промежуточной переработки).

В зависимости от характера действия и целей применения, по­мимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. В этом случае механизм, аналогичный механизму действия таможенной пошлины, применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с при­менением таможенных тарифов. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т. е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных по­шлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ста­вок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.

Исходя из интересов насыщения внутреннего рынка страны товарами на определенный, как правило, огра­ниченный, период могут вводиться сезонные пошлины. Они действуют в определенное время года либо в разное время года имеют разную величину. Обычно они разрешают ввоз из-за рубежа сельскохозяйственных товаров до момента созревания на данной территории урожая.

 

 

3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

 

Процессы, происходящие в мировой экономике, такие, как нерав­номерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, номенклатуры то­варов, обращающихся во внешней торговле, относительное выравнива­ние цен на аналогичные товары в различных странах и т.д., привели к тому, что таможенные пошлины уже не могли полностью удовле­творять требованиям, предъявлявшимся к регулированию внешне-торгового оборота. В этих условиях возник целый ряд средств внеш­неэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нетарифных ограни­чений (барьеров).

Нетарифные ограничения (НТО)— это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновениюиностранных товаров на внутренние рынки исоответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки.

Цель этих мер — не только усиление конкурентных позиций компании импортирующейстраны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и нацио­нальной безопасности.

Термин «нетарифные ограничения» охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. В настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов НТО.

НТО условно можно разделить на две крупные группы: экономические и админист­ративные.

Экономические НТО — это особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. Эта группа НТО действует через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары.

Административные НТО — это эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта», система государственных закупок товаров, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм и др.

Меры второй группы, помимо рыночных отношений, ограничивают доступимпортных и поставку отечественных товаров за границу.

Нетарифные меры, регулирующие внешнюю торговлю, могут быть разделены на следующие группы:

ü количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля),

ü технические меры (технические барьеры в торговле),

ü паратарифные (сверхтарифные) меры,

ü меры валютно-финансовой политики,

ü меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле,

ü правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий.

Количественные ограничения импорта и экспорта

Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются в квотировании лицензировании, запретах на ввоз/вывоз, эмбарго, добровольном ограничении экспорта.

Количественные ограничения — квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны и изних) — являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта иэкспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт конкретного товара.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций.

В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий: генеральная и индивидуальная.

Генеральная лицензия — это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.

Индивидуальная (разовая) лицензия — это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда 2—3 видами, но по одной и той же товарной группе).

В России лицензирование применяется для следующих товаров: дикие животные, дикорастущие растения, кости ископаемых животных, слоновые кости, рога, копыта, кораллы, коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, лекарственное сырье растительного и животного происхождения, информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, полудрагоценных камней и изделий из них, химических средств защиты растении и промышленных отходов товары итехнологии военного назначения.

Квоты — это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объемили стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).

В торговой практике используются следующие виды квот: глобальные, индивидуальные, тарифные, сезонные.

Глобальные квоты устанавливаютразмер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). В этом случае величинадопускаемого квотой импорта не разбивается по странам. Глобальная квота ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к ввозу. То же самое относится и к квотированию экспорта.

Индивидуальные квоты представляют собой квоту (общее количество разрешенных к импорту товаров), распределенную по странам-поставщикам.

Тарифные квоты — это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами. Такие квоты применяются обычно к сырьевым товарам.

Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года — в период пика производства внутри страны. Они распространяются, как правило, на сельскохозяйствен­ные товары. Суть их состоит в том, чтобы закрыть дорогу импорт­ным товарам в сезон (во время созревания урожая) ипредоставить право на ввоз в межсезонье.

К числу жестких количественных ограничений относится запрет на импорт определенного товара. Возможны временные исезонные запреты.

Сезонные запреты применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов с целью ограждения внутригосударственных производителей от иностранной конкуренции в периоды достаточного наличия того или иного сезонно созревающего продукта.

Иногда применяется запрет на импорт из отдельных государств, в торговле с которыми данная страна имеет большой дефицит. Наряду с этим возможны запреты импорта и экспорта, представляющие собой вынужденные меры, признанные международной практикой, эмбарго. Эмбарго — полное запрещение торговли определенным товаром или товарами. Это крайняя мера, которая принимается на основании не только решения государства-импортера, но и решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках ООН, т. е. на коллективной основе.

Разновидностью эмбаргоявляются частичные запреты безусловного характера на импорт товаров, способ­ных причинить ущерб различным сферам жизни государства. Речь идет о запрещении ввоза определенных товаров по соображениям охраны здоровья (наркотиков), морали (порнографии), защиты рас­тительного и животного мира (импорта слоновой кости, шкур моло­дых тюленей, пушнины в ЕС). В ряде стран запрещается ввозить то­вары, попадающие под ограничения религиозных законов (свинину. алкогольные напитки в Саудовской Аравии, Пакистане).

Добровольное ограничение (самоограничение) экспорта (ДОЭ) — соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера. Оно реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны-импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен.

Примером соглашения по ДОЭ может служить объявленный Японией в 1989 г. «добровольный» отказ от увеличения экспорта автомобилей в США, срок которого истек только в 1994 г.

Технические меры

Технические меры включают государственные меры контроля качества, безопасности или характеристик товаров, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам, которые могут быть использованы как средство ограничения доступа тех или иных товаров на внутренний рынок страны.

Такие меры или вообще закрывают дорогу иностранному товару на внутренний рынок данной страны, или значительно поднимают его цену в результате необходимости суще­ственной переработки или доработки.

В отличие от других средств внешнеторговой политики эта группа барьеров возникла в значитель­ной своей части не как ее инструмент, а как объективная необходи­мость, вызванная потребностями массового производства, соображениями безопасности или здравоохранения.

В числе наибо­лее распространенных видов технических барьеров (мер), используемых в протекционистских целях, следует назвать:

1) технические условия, т. е. фактически сложившиеся технические параметры, которым должна соответствовать продукция;

2) специальные требования к маркировке и упаковке товаров, состоящие, в частности, в том, что маркировка должна содержать информацию о стране происхождения товара, его весе, специальные обозначениядля опасных веществ и т. п.;

3) обязательная инспекция, применяющаяся к товарам, которые могут создавать опасность распространения заболеваний людей и животных, загрязнения окружающей среды и других неблагоприятных последствий;

4) запрет на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям, например национальным стандартам безопасности. Речь может идти о запрете или ограничении импорта сырьевых товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химических товаров, ядохимикатов, каменного угля и нефти с высоким содержанием серы).

Паратарифные меры

Паратарифные меры — платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину, на единицу товара). К паратарифным мерам относятся:

1) внутренние (уравнительные) налоги и сборы — налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам исборам, взимаемым с отечест­венных товаров в стране импорта. Сюда входят косвенные налоги, которые включают в цену товара: налог на добавлен­ную стоимость (НДС), акцизы;

2) налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу; это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога. В их число входят: сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товара), гербовый сбор, статистический сбор, консульский сбор, фрахтовый сбор и др.;

3) таможенные доплаты в виде дополнительных налогов, добавоч­ных пошлин, вводимых с целью пополнения бюджета или защиты национального производства. Они включают скользящие импортные налоги (сборы), призванные поддерживать на постоянном уровне внутренние цены, а также компенсационные сборы, покрывающие (компенсирующие) разницу между мировыми и внутренними ценами на сельскохозяйственные товары.

меры валютно-финансовой политики

Методы регулирования внешней торговли с помощью волютно-кредитных средств содержат элементы валютного рынка, отношения экспортеров и импортеров с банками, систему национального и межгосударственного валютного регулирования, включая мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте, цену валюты для них, а также условия платежа. В эту категорию НТО входят меры валютного регулирования, субсидии и финансовые льготы и требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов.

Одним из важных методов валютного регулирования являются ограничения свободы ведения валютных операций, устанавливаемые государственной властью в законодательном порядке (валютные ограничения). Главная задача валютных ограниче­ний — сокращение оттока валюты и валютных ценностей из страны для уравновешивания платежного баланса и поддержания курса национальной валюты.

Действие государственных субсидий и финансовых льгот состоит в том, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, повышая тем самым конкурентоспособность товаров внутри страны. Субсидии (госу­дарственные субсидии) — это финансовые средства, предоставляемые государством за счет средств государственного бюджета национальным производителям, в обмен на которые оно не получает товары и услуги. Они могут выступать либо в форме непосредствен­ных выплат прямых денежных дотаций, т. е. компенсации нацио­нальным производителям части произведенных ими производствен­ных затрат, либо в форме скрытого замаскированного дотирования производителей. Последнее применяется гораздо чаще, чем прямое субсидирование, и осуществляется в форме: освобождения произво­дителей от уплаты внутренних налогов и предоставления им различ­ных налоговых льгот, продажи по заниженным ценам государствен­ных товаров и услуг (в частности, льготные тарифы на электричество, связь, транспорт), предоставления государством кредитов на льгот­ных условиях, покупки государством у отечественных компаний то­варов и услуг по завышенным ценам и ряда других мер.

Средитребований предварительной оплаты стоимости импорта важную роль играет процедура внесения предварительных импортных депозитов. Импортный депозит — это своеобразный импортный залог, который импортер должен внести на расчетный счет таможенного органа перед закупкой иностранного товара (до пересечения иностранным товаром таможенной границы). По внесенному в банк импортному депозиту импортер процентов не получает, и по прошествии нескольких месяцев сумма залога ему возвращается. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают денежные издержки импортеров по совершению импортной операции и удорожают импортный товар подобно тому, как это делает таможенная пошлина.

меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле

Международное экономическое право предоставляет государствам право на защиту от ущерба их национальным производителям в результате неожиданных изменений на рынке и так называемой «нечестной» торговой практики. В этих случаях правительство имеет возможность использовать такие средства торговой защиты, как защитные, компенсационные и антидемпинговые меры.

Основное отличие этих мер друг от друга заключается в том, что антидемпин­говые и компенсационные меры применяются исключительно в от­ношении «нечестной» торговой практики.

Защитные меры (специальные защитные меры — по российскому законодательству) — импорт­ные ограничения, которые применяются на временной основе в тех случаях, когда иностранные товары ввозятся в таких количествах и/или на таких условиях, что это причиняет или может причинить существенный ущерб отраслям, чья продукция конкурирует с импортной.

Существенный ущерб отрасли экономики — это подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положе­ния отрасли, которое наступило вследствие возросшего ввоза анало­гичного или конкурирующего товара и выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке страны, снижении рентабельности его производства, замедлении развития отрасли, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.

Демпинг — массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их «нормальной цены») с целью вытеснения конкурентов с рынка. В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации това­ра на внутреннем рынке страны экспортера.

Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам являются антидемпинговые меры. Антидемпинговые пошлины взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины. Поскольку действие антидемпинговых мер направлено на нейтрализацию эффекта занижения цен, постольку численно антидемпинговые пошлины равны (в некоторых случаях меньше) величине такого занижения.

Для применения мер, противодействующих демпингу (антидемпинговых процедур), требуется соблюдение ряда условий: установле­ние факта демпинга, наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба, существо­вание причинно-следственной связи между фактом продажи по дем­пинговым ценам и возникновением ущерба.

Компенсационные меры направлены против ввоза субсидируемых товаров. Они проявляются в виде компенсационных пошлин, в виде отказа от ранее принятых обязательств для того чтобы нейтрализовать обусловленное субсидированием снижение цены предложения импортного товара на внутреннем рынке. Они применяются при введении мар по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, сверх базовой ставки таможенной пошлины.

правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий

Используя эти меры государство непосредственно участвует в торговых отноше­ниях между покупателем и продавцом, влияя на конкурентную сре­ду, предопределяя положение товара на внутреннем и внешнем рын­ках. Государство в данном случае выступает в торговом обороте либо напрямую (при государственных закупках), либо опосредованно через создание и деятельность государственных предприятий. Госу­дарственное предприятие или само государство как субъект торго­вых отношений при решении вопроса о выборе товара, подлежащего закупке, исходит не из экономической целесообразности, а из целей защиты внутреннего рынка и предоставления привилегий националь­ным производителям.

Во многих странах сложились системы приоритетного размещения государственных зака­зов. Так, в США с 1933 г. действует Закон о преимущественной по­купке американских товаров (Buy American). На основании этого закона государственные организации США должны покупать необ­ходимые товары у американских фирм. Заказ может быть выдан иностранной фирме только в том случае, если ее цены ниже амери­канских на 50%.

 

Международное регулирование внешней торговли.
Роль ВТО в регулировании международной торговли.

Международное регулирование торговли осуществляется посредст­вом согласованной политики нескольких государств (двух и более), направленной на регулирование товарообмена между ними, содействие его развитию. Главным направлением ирезультатом межгосударственного регулирования международной торговли является ее либе­рализация.

Ведущая роль в регулировании международной торговли во вто­рой половине XX в. принадлежит Генеральному соглашению по та­рифам и торговле (ГАТТ). Эта организация была основана в 1947 г. и просуществовала до 1 января 1995 г., до момента учреждения ее правопреемницы — Всемирной торговой организации.

С одной стороны, ГАТТ представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правил, регулирующих мировую торговлю и служащих основанием для обсуждения международных торговых проблем. С другой стороны, ГАТТ являлось международной организацией, своеобразным форумом для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам, нацеленных наснижение протекционизма во всем мире. В своей деятельности эта организация основывалась на ряде прин­ципов:

ü торговля должна осуществляться на недискриминационной основе, путем предоставления странами друг другу режима наиболее благоприятствуемой нации;

ü защита национальнойпромышленности должна осуществляться преимущественно тарифными средствами с устранением количест­венных ограниченийи других мер нетарифного регулирования;

ü должно происходить прогрессивное снижение ставок таможенных пошлин путем проведения многосторонних переговоров, при этом их повышение впоследствии в одностороннем порядке уже невозможно;

ü возникающие между странами — участницами Соглашения торго­вые споры должны разрешаться путем переговоров иконсультаций.

С 1 января 1995 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая органи­зация (ВТО), деятельность которой направлена на регулирование более широкого круга вопросов торговой политики в глобальном масштабе, чем во времена ГАТТ. В своей деятельности ВТО призвана регулировать не только международную торговлю товарами, но также иторговлю услугами, отношения, связанные с торговыми аспектами прав ин­теллектуальной собственности, и ряд других вопросов.

В состав ВТО в конце 90-х годов входило более 130 стран мира. Вступление в ВТО представляет продолжительную процеду­ру присоединения страны-кандидата к данной организации, растяги­вающуюся, как правило, на несколько лет. В течение этого периода страна, намеревающаяся вступить в члены ВТО, должна привести свою систему внешнеторгового регулирования, а также бюджетную, налоговую, валютную системы в соответствие с требованиями ВТО. Страны — члены ВТО обязаны предоставлять друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации, содей­ствуя тем самым либерализации торговли.

В отличие от МВФ и ВБ, где количество голосов, принадлежащих каждому из участников, оп­ределяется величиной внесенного им капитала в уставный фонд ор­ганизации, каждое государство — член ВТО имеет лишь один голос.

В 1993 г. Россия подала заявку в ГАТТ о присоединении к Соглашению в качестве полноправного участника, с 1994 г. начались конкретные переговоры о вступлении в Соглашение. В настоящее времяРоссия имеет в ВТО статус наблюдателя. Не являясь членом ВТО, Россия сталкивается с различного рода ограничениями по допуску отечественных товаров на мировые рынки. Ежегодно из-за дискриминационных барьеров в торговле страна теряет от 1 до 4 млрд долл.

В то же время вступление в ВТО накладывает на Россию целый список обязательств по либерализации национального внешнеторго­вого режима, совершенствованию бюджетной и налоговой системы.