Вопрос 3:Факторы, определяющие развитие современного мирового рынка.

Вопрос 2:Характерные черты мирового рынка.

Вопрос 1:Возникновение мирового рынка и стадии его развития.

ТЕМА: МИРОВОЙ РЫНОК И ЕГО конъюнктура

Выводы

Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней це­лесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран).

Индекс уровня жизни упрощенно может быть представлен как отношение национального ВВП на душу населения, скорректированного по ППС, к среднемировому значению этого показателя.

В группу развитых (промышленно развитых, индустриальных) входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития, у которых ВВП надушу населения по ППС сейчас составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение паритету покупательной способности.

2. Как рассчитывается индекс человеческого развития?

3. Как рассчитывается индекс предстоящей продолжительности жизни?

4. Как рассчитывается индекс человеческого развития?

5. Перечислите развитые страны.

6. Перечислите развивающиеся страны.

7. Перечислите страны с переходной экономикой.

 

Рекомендуемая литература

 

3, 4, 7, 9, 10,12.

ЛЕКЦИЯ № 5:

 

1. Возникновение мирового рынка и стадии его развития

 

Рынок — это способ или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором участвуют продавцы и покупатели, т.е. он представляет собой систему соотношения предложения и спроса собственников.

Возникновение и становление рынка обусловлено развитием общественного разделения труда и товарного производства. С ростом товарного производства развивается и рынок — способ обмена продуктов, которые предназначены для продажи, а не потребления самими производителями.

При рабовладельческом строе товарное производство и товарное обращение внутри отдельных стран были развиты слабо. В соответствии с этим на внешний рынок отправлялись лишь незначительная часть продукции и все же при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок.

В то время он носил преимущественно внутри континентальный масштаб. Финикия, Древняя Греция, Египет, Рим вели торговлю, как между собой, так и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство по самой своей природе не было товарным производством и поэтому лишь частично могло служить основной развития внешней торговли.

Его более прочной основой было ремесленное производство, поэтому сложившийся в эпоху рабства мировой товарный рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-рабовладельческим рынком.

В течение долгого времени и при феодализме так же не наблюдалось широкого распространения товарного производства, так как господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого в обмен поступала незначительная часть продукции сельского хозяйствами мелких ремесленных предприятий. Дифференциация общественного производства почти отсутствовала. Товарный обмен между отдельными товаропроизводителями практически отсутствовал, охватывал лишь небольшие районы.

Купеческий капитал, выступая посредником между товаропроизводителями, постепенно вовлекал в обмен все новые районы и области. Но в условиях их политической и производственной разобщенности товарный обмен носил нерегулярный характер: отсутствовал единый национальный рынок, общественные потребности удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства. Тем не менее, именно при феодализме древний мировой внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный. Средневековый Китай торговал не только с Индией, но и с Аравией и Южной Африкой. Венеция и Генуя вели торговлю, как с феодальными странами Европы, так и с Египтом и государствами Ближнего Востока.

Путешествие Васко де Гамма соединило эти два региональных международных рынка, а открытие Америки Колумбом и кругосветное путешествие Магеллана объединило все региональные рынки в единую цепь.

Так что мировой рынок возник не в XIX веке, а значительно раньше. Прочность его была слабой, а масштабы невелики, и все же он существовал. Основными поставщиками товаров на внешний рынок были феодалы и ремесленники, поэтому сложившийся в эпоху феодализма товарный рынок по своему социально-экономическому содержанию был ремесленно-феодальным.

Способ обмена продуктов труда как товаров, производимых обособленными друг от друга собственниками, в конце эпохи феодализма стал развиваться под воздействием возникновения капиталистических предприятий, отделения промышленности от земледелия по мере специализации сельского хозяйства в отдельных регионах на производстве определенных видов товаров, в силу расчленения промышленного производства на все большее число отраслей.

В условиях развивающегося капиталистического товарного рынка каждая из отраслей промышленности и сельского хозяйства постепенно становится рынком друг для друга. Дифференциация производства на социальные отрасли представляет собой процесс углубления и расширения общественного разделения труда. Чем глубже становится разделение труда, тем больше развивается товарное производство, тем все более расширяется сфера обмена товаров, т.е. возникает национальный рынок.

Когда же процесс специализации капиталистического производства выходит за рамки отдельных стран, тогда он дополняется международным обменом и на этой основе развивается новый мировой рынок.

Таким образом, мировой рынок — это совокупность рынков отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом. Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного производства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной продуктами другой.

Решающее влияние на формирование единых рынков, а затем и на развитие мирового рынка, оказала крупная капиталистическая промышленность, важная роль которой обусловлена рядом обстоятельств:

Во-первых, капиталистическому производству свойственно стремление к получению высокой нормы прибыли. В погоне за ней предприниматели не довольствуются существующим уровнем прибыли, а ищут оптимальные условия реализации своей продукции за пределами своей страны.

Во-вторых, в отличие от ремесла и мануфактуры крупная машинная промышленность дает возможность производить огромные партии товаров для продажи. В погоне за прибылью предприниматели расширяют продажу своих товаров не только внутри страны, но и за рубежом. Это так же приводит к расширению внешней торговли, т.е. к развитию масштаба мирового рынка.

В-третьих, погоня за прибылью внутри страны происходит в условиях острой конкурентной борьбы между предпринимателями. В целях получения высоких прибылей отдельные отрасли расширяют объем производства за пределы потребностей других национальных отраслей, служащих для них рынками сбыта. Эта неравномерность роста разных национальных отраслей оказывает влияние на состояние внутреннего рынка. Те отрасли, которые в своем развитии опережают технологически связанные с ними другие отрасли, стремятся реализовать свою продукцию на внешних рынках.

В-четвертых, массовое производство товаров на базе крупной машинной промышленности вызывает огромный спрос на сырьевые товары. В процессе развития промышленности главными поставщиками сырья стали страны, находившиеся в колониальной зависимости от более развитых в промышленном отношении стран, принуждавших их к специализации экономики в определенном направлении. Крупная машинная промышленность с момента своего возникновения втягивает в мировой рынок различные страны не только как покупателей ее продукции, но и как поставщиков сырьевых товаров.

Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при капиталистическом машинном производстве и вызванном им широком международном разделении труда. Только в условиях капиталистического способа производства мировой рынок становится вполне развитой экономической категорией, создается почва для широкого развития международного товарооборота, опирающегося на постоянное и массовое производство товаров для продажи на мировых рынках.

Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных рынков, тем не менее, он не тождественен им. Можно отметить наличие следующих отличительных свойств:

1. Некоторые товары и услуги участвующие в обращении внутри страны, совсем не выходят на мировой рынок.

2. Движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими факторами, т.е. производственными связями между предприятиями и другими организациями, а на мировой рынок определенное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государства.

3. На мировом рынке существует особая система цен – мировые цены.

 

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО рынка

Современный мировой рынок имеет ряд черт, раскрывающих особенности его функционирования.

Первая характерная черта определяется товарной природой капитализма, она заключается в том, что экономические связи между отдельными странами осуществляются по принципу выгодности, прибыльности.

Второй характерной чертой мирового капиталистического рынка является анархия производства и конкуренции. Если в каждом отдельном предприятии производство осуществляется планомерно, то в масштабе всей страны и в мире в целом оно протекает анархично.

Распределение средств производства между различными отраслями экономики происходит стихийно. Определяющим фактором отраслевого размещения товаропроизводителей является стремление каждого из них вложить капитал в ту сферу деятельности, где норма прибыли выше. В результате производственного распределения средств производства в странах и в мире в целом между отдельными сферами производства возникает диспропорция.

Анархия на мировом рынке и его неустойчивость еще более усиливаются в связи с тем, что стремление капитала к непрерывному расширению производства встречает на своем пути узкие рамки платежеспособности спроса многих импортирующих стран.

Мировому рынку всегда была присуща острая конкурентная борьба между предприятиями отдельных стран. В настоящее время на мировом рынке практически безраздельно господствуют ТНК. Именно эти участники МЭО осуществляют экономический раздел мира, сговорившись о разделе мирового рынка различных товаров и ценах на эти товары.

Существенной чертой современного мирового рынка является так же то, что в систему внешней торговли втягиваются страны, находящиеся на самых различных ступенях развития товарного производства. В МРТ оказываются промышленно развитые страны, развивающиеся страны, в том числе такие экономически отсталые из них, в которых сохранились докапиталистические производственные отношения. Это обусловлено различными историческими сроками возникновения капитализма в разных странах и регионах и с неравномерностью темпов его развития.

Одна из отличительных черт современного мирового рынка состоит в том, что промышленно-развитые государства принимают все более серьезное участие в проведении мероприятий по защите национальных рынков от импорта товаров и форсировании экспорта свой продукции. Речь идет и возрождении политики протекционизма.

Крупные изменения произошедшие в рамках мирового рынка связаны не только с непосредственными результатами второй мировой войны, сколько с последующими особенностями развития МЭО. Во второй половине XX в. Возникают региональные экономические блоки промышленно-развитых стран, вступивших на путь создания интеграционных группировок ЕС, ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), НАФТА.

Развивающиеся государства создают свои экономические объединения. В 1975 г. Создана ЛАЭС (Латиноамериканская экономическая система), региональная экономическая организация стран Латинской Америки и бассейна Карибского моря. В 1967г. С целью развития взаимных экономических и социальных связей образовано АСЕАН (Ассоциация государств Юго-восточной Азии).

Интеграционные объединения возникают и в других регионах мира. В то же время возникли монопольные группировки особого рода, которые монополизируют не территории своих стран от проникновения иностранных товаров, а производство и сбыт отдельных товаров. Такой организацией является ОПЕК, которая монополизировала сбыт нефти.

Характерным моментом в развитии мирового рынка является то, что все большее развитие получают международные государственные формы его регулирования. К таким формам относятся как общие торговые союзы типа ВТО (всемирная торговая организация), так и такие образования как МВФ, МБРР, ЕБРР.

 

3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РЫНКА.

 

На современном мировом рынке усилилась конкурентная борьба, стали появляться новые ее методы.

Значительную специфику в новые виды конкурентной борьбы на мировой арене вносит научно-техническая революция. За последние годы корпоративный капитал все более активно переносит центр конкурентной борьбы из области цен в такие сферы как новизна и технический уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование их технического обслуживания.

Научно-технические разработки являются для корпораций одним из решающих факторов в конкурентной борьбе за внешний рынок, т.к. на современном рынке побеждает тот предприниматель, который наряду поставкой нового изделия предлагает и новые наиболее комплексные услуги технического характера, который использует более совершенные методы сбыта. Поэтому в современных условиях мирового рынка фактор новизны и совершенства изделия главенствует над фактором уровня цен.

Кроме того, на мировом рынке появились новые обстоятельства, оказывающие существенной воздействие на конкурентоспособность отдельных видов продукции. Речь идет об адаптации многих видов машин к условиям энергетического кризиса, а так же приспосабливаемость к мероприятиям по защите окружающей среды.

Одновременно с улучшением качества изделий происходит совершенствование системы сбыта. Все более обычным явлением в поставках крупных международных корпораций становится продажа оборудования через зарубежные филиалы и подконтрольные предприятия, широкое применение ими иностранных фирм к сбыту и техническому обслуживанию своей продукции, экспортируемой на внешние рынки.

Одной из значимых форм сбыта экспортируемой продукции стало использование местных фирм агентов. Применение подобных посредников обычно не требует крупных инвестиций, как создание собственной сбытовой сети на территории соответствующих стран, так как используется материально-техническая база фирм-агентов, включая складскую и торговую сеть.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, т.е. торговыми контрактами между продавцами и покупателями за последнее время на мировом рынке большое распространение получила практика сбыта и покупки товаров на аукционах, биржах и торгах.

Международный аукцион — это способ продажи отдельных партий товаров, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложит наивысшую цену.

Биржа — организационная форма оптовой, в том числе международной торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа) или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).

Товарная биржа — важная разновидность международного товарного рынка оптовой купли-продажи массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров (зерно, сахар, какао, кофе, цветные металлы, хлопок и т.д.)

Реализация продукции на товарной бирже осуществляется без предварительного осмотра по образцам и стандартам при заранее установленных размерах минимальных партий.

Товарная биржа не предполагает фактического наличия товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на срок от 8 до 14 месяцев с учетом особенностей товаров, в том числе сезонности его производства.

Торги — это такая форма торговли, когда покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерении закупить продукцию или выдать заказ на строительство и приглашают фирмы, желающие предложить свои услуги или товары представить к объявленному сроку свои предложения из которых покупатель выбирает наиболее выгодное.