Введение.
Федеральное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»
А.С. Оверко
Психология межгруппового общения
Конспект лекций
Калининград
УДК
О
Автор: Оверко А.С
Оверко А.С. Режимы газопотребления: методические указания по выполнению контрольной работы – Калининград: ФГОУ СПО КГКГ, 2011. – 14с.
Рассмотрено и согласовано на заседании ПЦК специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», протокол № 8 от 7 апреля 2011 г.
Рецензенты:
Чернова Т.В. – заведующая отделением «Инженерные сооружения» ФГОУ СПО КГКГ.
Сафронов Г.А. – к.т.н., доцент Калининградского государственного технического университета.
Аннотация:
Данное пособие, предназначенное для студентов всех специальностей, раскрывает механизмы общения в рабочей группе и методику оценку психологического климата в коллективе. Также рассмотрены виды, причины и последствия конфликтов в организации, описаны методы их урегулирования.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….
Тема 1. Деловое общение в рабочей группе………………………………
1.1. Характеристики рабочей группы……………………………………..
1.2. Психологический климат коллектива………………………………
1.3. Власть и лидерство…………………………………………………..
Вопросы для закрепления………………………………………………….
Психологический практикум………………………………………………
Тема 2. Конфликт и методы его урегулирования…………………………
2.1. Конфликт: сущность и виды……………………………………………
2.2. Причины конфликтов…………………………………………………..
2.3. Последствия конфликтов………………………………………………
2.4. Действия руководителя и способы разрешения конфликта…………
2.5. Рекомендации по поведению в ситуации конфликта………………..
11 табу в конфликтной ситуации……………………………………..
10 типичных ошибок конфликтующего человека……………………
Список используемых источников………………………………………..
Введение.
Профессиональная деятельность современного специалиста связана с решением не только организационных, финансовых или технических проблем, но и проблем психологических, которые возникают, прежде всего, в процессе общения с коллегами, руководителями, подчиненными. Поэтому в современных условиях развития общества весьма актуальным является приобретение психологических знаний по основам делового общения.
Деловое общение - это целенаправленный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности. Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, для достижения определенной цели и решение конкретной проблемы. В деловом общении необходимо учитывать особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Успех делового общения определяется коммуникативными способностями участников, такими как: умением слушать и выражать свои мысли, влиять и противостоять влиянию, регулировать и разрешать конфликтные ситуации.
В результате изучения курса «Основы делового общения» будущие специалисты смогут владеть основами решения психологических проблем в процессе делового общения в различных ситуациях, сумеют применять полученные знания в работе с индивидуумом или коллективом, овладеют простейшими приемами психологического доминирования, научиться применять теоретические знания в практических целях. Полученные в результате изучения курса «Основы делового общения» теоретические и практические знания позволят будущим специалистам и руководителям применять их в практических целях, грамотно ставить, формулировать и решать производственные задачи, проводить общение системно, в логической форме, выделять, обобщать и структурировать полученную информацию для безусловного достижения поставленной цели.
«Деловое общение» как научно-практическое направление, базирующееся на знаниях русского языка и культуры речи, истории, философии, биологии, физиологии, генетики, антропологии, логики, а также других смежных дисциплин, в большей степени относится к психологической области знаний.
Учебное пособие «Психология межгруппового общения» раскрывает психологические закономерности межгруппового общения и восприятия, а также способствует повышению общей и психологической культуры делового общения
В рамках темы «Общение в рабочей группе» рассматривается понятие рабочей группы, или коллектива, описываются его психологические характеристики, а также раскрываются методики оценки его психологического климата. Кроме того, рассматривается природа власти и лидерства, и описываются две наиболее популярные теории стилей управления. Прилагающийся к теме психологический практикум знакомит студентов с конкретной методикой оценки психологического климата в коллективе и позволяет на практике оценить климат в группе. Проводимый далее эксперимент по выявлению социометрических статусов помогает подтвердить правильность этой оценки.
Тема «Конфликт и методы его урегулирования» рассматривает сущность, виды, причины и последствия конфликтов в организации, а также содержит практические рекомендации правильного поведения в конфликте, описывает методы его разрешения. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается деловая игра «Управление конфликтами» (раздаточный материал прилагается), в ходе которой они учатся анализировать конфликты, разбираться в их причинах, а также осваивают навыки конструктивного разрешения конфликтов.
Теоретическая часть в пособии завершается вопросами для закрепления материала, а после изучения каждой темы предлагается материал для проведения психологических практикумов или тренингов.
В результате изучения теоретического материала и выполнения практических заданий студенты должны
знать:
- психологические характеристики рабочей группы;
- закономерности общения и восприятия в коллективе;
- методы оценки психологического климата в коллективе;
- основные стили руководства;
- сущность, виды, причины и последствия конфликтов в организации.
уметь:
- выявлять социометрические статусы в группе;
- применять методики оценки психологического климата в коллективе;
- анализировать конфликты и конструктивно их разрешать.
Для лучшего усвоения материала применяются разнообразные методы обучения: эвристическая беседа, деловые игры и психологические тренинги, а также урок с применением информационных технологий (см. разработку открытого урока по теме «Общение в рабочей группе»).
Применение материалов данного учебного пособия показало высокую степень усвоения студентами необходимых знаний, умений и навыков, что подтверждают показатели успеваемости студентов в 2010 – 2011 учебном году.